Презентация на тему: Синтетические моющие средства, порошки. Презентация по химии на тему «Синтетические моющие средства» скачать бесплатно Презентация на тему мыло синтетические моющие средства

КЛАССИФИКАЦИЯ МОЮЩИХ СРЕДСТВ

Слайд 2

  • В эту группу средств входят средства моющие, водосмягчающие, отбеливающие, для чистки.
  • Длительное время для стирки и мытья применяли преимуще­ственно мыло хозяйственное или составы на его основе. В последние 20-30 лет ассортимент средств этой группы значительно расширился. Промышленность освоила производство синтетиче­ских моющих средств (CMC), обладающих в ряде случаев более высокой эффективностью и экономичностью. Их выпуск растет быстрыми темпами, в то время как производство мыла хозяйственного постепенно сокращается.
  • Слайд 3

    • За последние годы заметно расширен ассортимент отбеливающих и чистящих средств. Отбеливатели вводят в состав синтети­ческих моющих средств или выпускают отдельно для повышения степени белизны изделий после стирки. Обновление и расширение ассортимента средств для чистки происходило преимуществен­но в связи с введением в их состав синтетических моющих веществ СМВ или изменением рецептуры. Последнее не всегда было оправдано, так как появление значительного количества различных по наименованиям средств без существенного разли­чия их потребительных свойств не отвечает интересам покупате­лей.
  • Слайд 4

    Природа моющих средств.

    • Моющими средствами называют сложные органические соединения, применяемые в чистом виде или с добавками для стирки изделий из текстильных волокон и мытья различных предметов домашнего обихода. Эти средства облегчают также отбеливание и крашение тканей, изготовление эмульсий и суспензий при получении пищевых товаров, красочных составов, очистку и- измельчение руд и других природных материалов, повышают антифрикционную способность смазочных материалов и т. д.
    • Основной (активной) частью моющих средств являются мою­щие вещества. Они представляют собой органические соединения, обладающие поверхностной активностью, способностью образовы­вать пену и полуколлоидный раствор в воде. Благодаря поверх­ностной активности они понижают поверхностное натяжение воды, увеличивая тем самым ее смачивающую способность.
  • Слайд 5

    • Полярная часть молекулы обусловливает растворимость мыла в воде, неполярная (гидрофобная) - затрудняет, тормозит растворение и стремится вытеснить молекулу мыла из моющего раствора на поверхность. В связи с этим мыло в растворе концентри­руется главным образом на поверхности моющего раствора. При взбалтывании оно образует пену, которая способствует удалению загрязнений из моющего раствора и характеризует наличие в рас­творе неизрасходованного моющего вещества.
  • Слайд 6

    • Адсорбируясь на поверхности моющего раствора, покрывая его, мыло снижает поверхностное натяжение воды, в результате чего вода легче смачивает другие тела, проникает в трещины и т. д.
    • Соотношение длины неполярной и полярной частей в молекуле обусловливает различную растворимость моющего вещества в воде.
    • С увеличением длины углеводородной цепи понижается раст­воримость, но повышается твердость моющего вещества. Например, мыло на основе стеариновой кислоты твердое, имеет низкую растворимость в воде комнатной температуры. При добавлении жирных кислот с меньшим количество углеродных атомов улуч­шается растворимость мыла. Моющие средства содержат Обычно от 8 до 20 углеродных атомов в неполярной части, образуя полуколлоиды, т. е. находятся в растворе как в виде молекул, так и в виде более крупных частиц (агрегатов).
  • Слайд 7

    • Мыло содержит карбоксильную группу - СООН, способную взаимодействовать с солями кальция и магния, содержащимися в жесткой воде. Это приводит к образованию нерастворимого «известкового мыла», оседающего на ткани и отрицательно сказываю­щегося на ее прочности.
    • При производстве других видов моющих веществ карбоксильную группу блокируют или заменяют на иную реакционную полярную группу.
  • Слайд 8

    Моющие вещества в зависимости от строения углеводородного радикала и активной группы делят на следующие типы:

    • Алкилкарбонаты (мыла).
    • Алкилсульфаты
            • первичные
            • вторичные
    • Алкилсульфонаты
    • Алкиларилсульфонаты
    • Алкиламмонийхлориды (катионоактивные мою­щие вещества)
    • Мыла получают переработкой жирового сырья, сульфаты и сульфонаты являются синтетическими моющими веществами.
    • Перечисленные моющие вещества называют ионогенными (ионообразующими). В водном растворе они диссоциируют на ионы.
  • Слайд 9

    Сущность моющего процесса.

    • Д - пузырьки воздуха с адсорбированными молекулами моющего вещества (пена); Е - слипшиеся пузырьки пены и частицы грязи;
    • Ж - адсорбционный слой моющего раствора на границе раздела воздух - вода
    • а - грязевая частица на поверхности материала; б - адсорбция моющего вещества на частице грязи; в - отрыв частицы грязи от отмываемой поверхности; г - частица грязи в моющем растворе;
  • Слайд 10

    Свойства моющих средств.

    • Потребительными свойствами моющих средств являются моющая, пенообразующая и антиресорбционная способность, рН среды моющего вещества.
    • Моющая способность - комплексный показатель оценки по­требительных свойств моющих средств. Ее определяют по степени восстановления белизны загрязненной ткани после одной или нескольких стирок в моющем растворе определенной консистенции.
  • Слайд 11

    • Пенообразовательную способность моющих растворов характеризуют объемом или высотой столба пены, а также пеноустойчивостью, т. е. отношением объема или высоты столба пены через определенный промежуток времени после ее образования к пер­воначальному объему или высоте столба пены. В мягкой воде мыло образует более обильную и устойчивую пену, чем синтетические моющие вещества.
  • Слайд 12

    • Антиресорбционная способность характеризует стабилизирующее действие моющих веществ. Моющие вещества должны не только удалять загрязнения с поверхности, но и удерживать их в растворе, препятствовать повторному осаждению, т. е. проявлять стабилизирующий эффект. Мыла обладают высоким стабилизирующим действием. Синтетические моющие вещества проявляют сравнительно слабую способность удерживать в моющем растворе загрязнения.
  • Слайд 13

    КЛАССИФИКАЦИЯ МОЮЩИХ СРЕДСТВ

    • Моющие средства разделяют по назначению, консистенции, видам моющего вещества, содержанию моющего вещества и другим признакам.
    • По назначению моющие средства делят на:
    • хозяйственные,
    • туалетные,
    • специальные (медицинские, технические и др.).
    • По консистенции различают моющие средства
    • твердые (куско­вые, гранулированные, порошковые),
    • мазеобразные (пасты)
    • жидкие.
    • Наиболее широкое применение нашли порошковые средства. Удобны моющие средства в виде гранул и паст. Жидкие средства легко растворяются, хорошо дозируются. Они эффективны для стирки текстильных изделий и мытья посуды, автомашин, стекла и т. д.
  • Слайд 14

    Мыло хозяйственное

    • Твердое кусковое хозяйственное мыло бывает 60, 66, 70 и 72%-ное, жидкое-40%-ное (1-й сорт) и 60%-ное (высший сорт). Порошковые мыла представляют собой измельченное и высушен­ное мыло (68-82%) или составы, содержащие 10-25% жирных кислот в смеси со щелочными солями (содой кальцинированной, тринатрийфосфатом, силикатом натрия)
  • Слайд 15

    Синтетические моющие средства

    • Синтетические моющие средства - высокоэффективные моющие препараты. По сравнению с жировым мылом производство синтетических моющих веществ основано на дешевом сырье - продуктах переработки парафина, нефти и газов.
    • Синтетические моющие средства легко дозируются, хорошо растворяются в воде при комнатной температуре, не требуют предварительного умягчения воды и хорошо отмывают загряз­нение в воде любой жесткости, в томчисле и морской. Синтети­ческие моющие средства проявляют моющее действие при срав­нительно низкой температуре (20-30° С), хорошо отмывают ткань в нейтральной, кислой и щелочной среде, но сами не по­вышают щелочности раствора. В результате хорошо сохраняется свежесть окраски и уменьшается износ тканей.
  • Слайд 16

    Литература:

    «Товароведение промышленных товаров» под ред.Андрусевич Д.А

    ru.wikipedia.org/wiki

    www.techno.x51.ru

    Посмотреть все слайды

    Модульный урок по теме: «Мыла. Синтетические моющие средства.»

    • Выполнила Кузнецова Е.В. Преподаватель химии ГБПОУ ВО ВАТ имени В.П. Чкалова

    Тема урока:

    Цели:


    Мыла. Синтетические моющие средства.

    - изучить состав, получение, свойства мыла и синтетических моющих средств ;

    - прогнозировать моющие свойства мыла ;

    • актуализировать знания о жесткости воды ;
    • уметь определять среду мыльного раствора, провести практический анализ жесткости воды.

    История мыла.

    Мылом человечество пользовалось с незапамятных времен: история мыловарения насчитывает по меньшей мере 6 тыс. лет.


    У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

    • Римский ученый и политик Плиний Старший утверждает, что еще древние галлы (населявшие территорию современной Франции) и германцы знали о приготовлении мыла. По его свидетельству, эти дикие племена делали из сала и золы букового дерева некую чудодейственную мазь, которую использовали для очистки и окрашивания волос, а также для лечения кожных заболеваний.

    У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

    Легенда гласит, что латинское слово лат. sapo (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам.


    У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

    Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче.


    У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

    • С XIII в. начинается расцвет мыловарения во Франции и Англии. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 г. в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось: мытье в бане с мылом.

    У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

    • В 1808 году французский химик Мишель Эжен Шеврёль (1786−1889) по просьбе владельцев текстильной фабрики установил состав мыла. В результате анализа оказалось, что мыло - это натриевая соль высшей жирной (карбоновой) кислоты.

    У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

    • Много столетий назад возникло мыловарение на Руси, где с дрених времен люди отличались опрятностью, привычкой к регулярному мытью в бане, парильне. Появились мыловаренные заводы.

    У.Э. – 2 «Актуализация знаний».

    Чем обусловлена жесткость воды?

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%B8%F1%F2%EA%EE%F1%F2%FC_%E2%EE%E4%FB

    Проверь себя!!! .

    Жесткость воды обусловлена высокой концентрацией в воде ионов Ca 2+и Mg 2+

    Критерии оценки:

    за правильный ответ - 1 балл .


    Используя текст «Мыла и синтетические моющие средства» http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/MOYUSHCHIE_SREDSTVA.html

    и ответь устно на следующие вопросы:

    • Каков состав мыла?
    • Как отличается моющая способность твердого и жидкого мыла?
    • Что такое синтетические моющие средства?
    • Какими способами можно получать мыло?

    Критерии оценки: за правильный ответ - 1 балл

    Заполни таблицу:

    Название моющего средства.

    Твердое мыло

    Получение

    Жидкое мыло

    Моющая способность

    Синтетическое моющее средство


    У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

    Проверь себя!!! Критерии оценивания: (каждая строка -1 балл, максимально - 3балла)

    Название моющего средства.

    Формула

    Твердое мыло.

    C 17 H 35 COONa C 15 H 31 COONa

    Получение

    Жидкое мыло.

    Синтетическое моющее средство.

    Моющая способность

    CH 2 -O-CO-C 15 H 31

    CH-O-CO-C 15 H 31 +3NaOH 

    CH 2 -O-CO-C 15 H 31

    CH-OH +3 C 15 H 31 COONa

    CH 2 -OH стеарат натрия

    C 16 H 33 O - SO 2 - ONa

    Теряет моющую способность в жесткой воде.

    CH 2 -O-CO-C 15 H 31

    CH-O-CO-C 15 H 31 +3 К OH 

    CH 2 -O-CO-C 15 H 31

    CH-OH +3 C 15 H 31 COOK

    CH 2 -OH пальмитат калия

    Моющая способность жидкого мыла лучше твердого

    2 С 17 H 35 COOK + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca  + 2K +

    C 16 H 33 O - SO 2 - OH + NaOH →

    → C 16 H 33 O - SO 2 - ONa + H 2 O

    натриевая соль

    цетилсерной к-ты

    СМС обладает самой лучшей моющей способностью по сравнению с мылами, т.к. кальциевая соль, например, цетилсерной кислоты растворима.


    У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

    Реши задачу:

    Вариант 1

    Сколько кальцинированной соды (в г) потребуется для реакции со стеариновой кислотой массой 54,4 г и сколько (в г) образуется стеарата натрия при 90%-м выходе?

    а) 5,3 и 17,2;. б) 7,2 и 27,54;

    в) 10,6 и 17,2; г) 58,8г и 52,92г.

    Вариант 2

    При реакции 54,4 г пальмитиновой кислоты с кальцинированной содой образовалось 54,4г пальмитата натрия. Определите процентный выход мыла.

    а) 86,7% б)74,3%

    в) 91,3% г) 69,23%


    У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

    Проверка.

    Вариант 1 - г)

    2С 17 Н 35 СООН + Na 2 CO 3 = 2 C 17 H 35 COONa + CO 2 + H 2 O

    ν (С 17 Н 35 СООН) = 54,4г / 272 г∕ моль=0,2 моль

    m теор. (С 17 Н 35 СОО Na)= 0,2 моль 294 г∕ моль =58,8 г

    m практ.(С 17 Н 35 СОО Na)=58,8г 90% / 100%= 52,92 г

    Ответ: 58,8г, 52,92г.

    Критерии оценки:

    Вариант 2 – а)

    2С 15 Н 31 СООН + Na 2 CO 3 = 2 C 15 H 31 COONa + CO 2 + H 2 O

    ν (С 15 Н 31 СООН) = 54,4г / 272г∕ моль=0,4 моль

    m теор (С 15 Н 31 СООН)= 0,4 моль 158 г∕ моль =63,2 г

    ω (С 15 Н 31 СООН) =54 ,4/63,2 100% =86,7%

    Ответ: 86,7%

    решение задачи - 2 балла максимально 2 баллов


    У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

    Поверхностно активные вещества - это органические соединения,содержащие в молекулах одновременно две противоположные по свойствам группы:

    полярную (гидрофильную) и

    неполярную (гидрофобную).


    У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

    Моющий процесс сводится

    к обеспечению 3 этапов:

    1. Отрыв грязевых частиц от очищаемой поверхности

    2. Перевод нерастворимых в воде грязевых частиц

    в раствор

    3. Удержание этих плавающих частиц в моющем

    растворе, т.е. предотвращение ресорбции


    У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

    Механизм действия ПАВ.

    Гидрофобный «хвостик» связывается с частицами грязи. Гидрофильная «головка» цепляется за воду, уменьшая ее поверхностное натяжение, тем самым, помогая воде лучше смачивать отмываемую поверхность и отрывать частицы загрязнений.


    У.Э. – 4

    Лабораторный опыт №1

    Определение среды мыльного раствора.

    Лабораторный опыт №2

    Взаимодействие жесткой воды с растворами мыла и стирального порошка .

    Выполните лабораторный опыт по инструкции, заполните таблицу.


    У.Э. – 4 «Закрепление нового материала».

    • Заполни таблицу:

    опыта

    Наблюдения

    Уравнения реакции

    Вывод


    У.Э. – 4 «Закрепление нового материала».

    Самопроверка!!!

    Критерии оценки : каждый опыт - 2 балла (максимум-4 балла)

    опыта

    Наблюдения

    Лакмусовая бумажка окрашивается в синий цвет

    Уравнения реакции

    Вывод

    С 17 Н 35 СОО N а + Н 2 О = С 17 Н 35 СООН + N аОН

    При приливании жесткой воды, в колбе с раствором мыла выделяется осадок в виде хлопьев, с СМС этого не наблюдается, раствор хорошо пенится

    Изменение окраски лакмуса в синий цвет вызвано наличием OH -- -ионов, образующихся в результате гидролиза мыла.

    2 С 17 H 35 COONa + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca  + 2Na +

    Мыло теряет моющую способность в жесткой воде, т. к. происходит реакция обмена ионов Na + на ионы Ca 2+ или Mg 2+ и образуется нерастворимый в воде осадок стеарата кальция или магния, выпадающий в виде хлопьев. Кальциевая или магниевая соль эфиров серной кислоты с высшими спиртами растворимы в воде.


    УЭ – 5 Контроль знаний

    Выполни тест!

    https://docs.google.com/a/i-dist.ru/spreadsheet/viewform?formkey=dEhkSTRfOVZ0UnJmajJOWHRuYXgwQ1E6MQ

    Критерии оценивания

    каждый правильный ответ - 1 балл. (максимально 5 баллов)


    У.Э. – 6 «Подведение итогов урока»

    1. Прочитайте цели урока (УЭ-0). 2. Считаете ли вы, что цели урока вами достигнуты? 3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?

    Оценку поставьте в графе “самооценка”:

    а) все понял, могу этот материал объяснить

    другому (5 баллов) б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь

    (4 балла) в) для полного понимания мне нужно повторить

    тему (3 балла) г) я ничего не понял (2 балла).

    Подсчитай баллы, полученные на уроке.

    Поставь себе оценку.


    У.Э. – 6 «Домашнее задание»

    оценки

    задание

    Составить кроссворд по теме «Жиры. Мыла. СМС.» (10-15 слов)

    Конспект урока

    Творческое задание :

    подготовить доклад на тему «Экологические аспекты использования ПАВ»

    «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

    Неумытый поросёнок!

    Ты чернее трубочиста,

    Полюбуйся на себя:

    У тебя на шее вакса,

    У тебя под носом клякса,

    У тебя такие руки,

    Что сбежали даже брюки,

    Даже брюки, даже брюки

    Убежали от тебя…»


    Найдите среди предложенных формул формулу мыла.

    C 17 H 35 СООNa

    CH 2 -O-CO-C 15 H 31

    CH-O-CO-C 15 H 31

    CH 2 -O-CO-C 15 H 31

    CH 3 CH 2 COOCH 3


    Когда человек начал использовать для своих нужд мыло?

    Вспомните, о каких недостатках мыла мы говорили с вами ранее?

    Какие виды пятен бывают на одежде?


    Цели урока:

    • Дать понятие о СМС и ПАВ,
    • Рассмотреть их получение и механизм действия при стирке,
    • Проанализировать влияние ПАВ и фосфатов на окружающую среду и здоровье человека.

    1. Понятие о СМС и моющем процессе.

    Первое СМС появилось только в 1916 году. Изобретение немецкого химика Фрица Понтера предназначалось только для промышленного использования. Бытовые СМС выпускаются с 1935 года, когда они стали менее вредными для кожи рук.

    С тех пор разработан целый ряд СМС узкого назначения, а их производство – это важнейшая отрасль химической промышленности.



    Не последнее место в списке бытовой химии занимают стиральные порошки.

    Стирка – самый трудоемкий процесс в нашем быту. А помощниками в стирке являются поверхностно-активные вещества (ПАВ).


    это органические соединения, содержащие в молекулах одновременно две противоположные по свойствам группы:

    полярную (гидрофильную) и неполярную (гидрофобную).


    Моющий процесс сводится

    к обеспечению 3 этапов:

    отрыв грязевых частиц от очищаемой поверхности,

    перевод нерастворимых в воде грязевых частиц в раствор,

    удержание этих плавающих

    частиц в моющем растворе,

    т.е. предотвращение

    ресорбции.


    Первый и второй этапы стирки обеспечивают ПАВ.

    К наиболее эффективным ПАВ относятся алкилсульфаты – это натриевые соли эфиров серной кислоты с высшими спиртами

    RO - SO 2 - ONa ,

    где R – предельный углеводородный радикал с 8-18 атомами углерода.


    2. Основные этапы производства ПАВ.

    1) получение сложного моноэфира серной кислоты и высшего спирта

    (например, цетилового)

    C 16 H 33 OH + H 2 SO 4

    цетиловый конц.

    спирт серная к-та

    C 16 H 33 O-SO 2 -OH + H 2 O

    цетилсерная к-та


    2) нейтрализация полученного

    соединения щелочью

    C 16 H 33 O-SO 2 -OH + NaOH

    C 16 H 33 O-SO 2 -ONa + H 2 O

    натриевая соль

    цетилсерной к-ты



    3. Механизм действия ПАВ.

    Гидрофобный «хвостик» связывается с частицами грязи. Гидрофильная «головка» цепляется за воду, уменьшая ее поверхностное натяжение, тем самым, помогая воде лучше смачивать отмываемую поверхность и отрывать частицы загрязнений.


    Лабораторный опыт.

    Цель опыта: изучить взаимодействие жесткой воды с растворами мыла и стирального порошка.

    Перед вами 2 пробирки: в одной – мыльный раствор, в другой – раствор стирального порошка, а в колбочке – жесткая вода. Прилейте небольшое количество жесткой воды к растворам мыла и СМС, закройте пробкой и встряхните.

    Что вы наблюдаете?

    Как это можно объяснить?


    Характеристика ПАВ, используемых в СМС:

    1) обладают в 10 раз большей моющей способностью, чем мыла, т.к. кислотный остаток серной кислоты лучше сорбируется частицами загрязнения,

    2) не боятся жесткой и даже морской воды, т.к. кальциевые соли алкилсерной кислоты растворимы в воде.


    4. Компоненты стиральных порошков и их функции.

    Фосфаты - уменьшают жесткость воды и увеличивают эффективность стирки.

    Полимеры – предотвращают ресорбцию.

    Силикаты – дополнительно защищают от коррозии.

    Перборат натрия – отбеливает.

    Оптический отбеливатель - маскирует пятна.

    Энзимы - способствуют расщеплению белковых и жировых пятен на одежде.


    5. Воздействие СМС на окружающую среду и организм человека.

    ПАВ являются одними из наиболее распространенных загрязнителей объектов окружающей среды, прежде всего, водных ресурсов:

    ПАВ отрицательно влияют на качество подземных питьевых вод и само очищающую способность водоемов, на использующих эту воду флору и фауну,

    Водные растворы ПАВ дают стойкую пену, препятствуя аэрации и ухудшая тем самым биохимическую очистительную способность водоемов,

    Водные растворы ПАВ усиливают коррозию металлов,

    Проникая в организм, ПАВ способны вызвать грубые нарушения иммунитета, развитие аллергии, поражение мозга, печени, почек, легких, они способствуют возникновению злокачественных опухолей.


    В стиральных порошках, кроме ПАВ, используются фосфаты.

    На Западе уже более 10 лет назад отказались от применения порошков, содержащих фосфатные добавки.

    Например, в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах применение фосфатных порошков запрещено законом. Во Франции, Великобритании, Испании содержание фосфатов в СМС строго регламентировано (не более 12%).

    Попадая после стирки вместе со сточными водами в водоемы, фосфаты принимаются действовать как удобрения. Водоросли начинают расти с неимоверной силой. Это приводит не только к засорению водоемов, но и к дефициту воды и кислорода, а, следовательно, и к гибели гидробионтов.


    Как вы думаете, что мы будем подразумевать

    под понятием «СМС»?

    Вспомните, какие вещества мы назвали ПАВ?

    Каков механизм действия ПАВ?

    Почему за 5000 тысяч лет своего существования мыло не оказало существенного воздействия на окружающую среду, а СМС менее чем за 100 лет оказали воздействие???


    Домашнее задание:

    учить понятия по конспекту.

    «Да здравствует мыло душистое,

    И полотенце пушистое,

    И стиральный порошок…

    Только не во вред мне и окружающей среде»

    Спасибо за урок, всего доброго.

    Слайд 2

    CH2-OH | CH-OH | CH2-OH CH2-O-CO-C15H31 | CH-O-CO-C15H31 | CH2-O-CO-C15H31 C17H35СООNa CH3CH2COOCH3 Найдите среди предложенных формул формулу мыла.

    Слайд 3

    Вспомните, о каких недостатках мыла мы говорили с вами ранее? Какие виды пятен бывают на одежде? Когда человек начал использовать для своих нужд мыло?

    Слайд 4

    Первое СМС появилось только в 1916 году. Изобретение немецкого химика Фрица Понтера предназначалось только для промышленного использования. Бытовые СМС выпускаются с 1935 года, когда они стали менее вредными для кожи рук. 1. Понятие о СМС и моющем процессе. С тех пор разработан целый ряд СМС узкого назначения, а их производство – это важнейшая отрасль химической промышленности.

    Слайд 5

    Слайд 6

    Не последнее место в списке бытовой химии занимают стиральные порошки. Стирка – самый трудоемкий процесс в нашем быту. А помощниками в стирке являются поверхностно-активные вещества (ПАВ).

    Слайд 7

    Поверхностно-активные вещества - это органические соединения, содержащие в молекулах одновременно две противоположные по свойствам группы: полярную (гидрофильную) и неполярную (гидрофобную).

    Слайд 8

    отрыв грязевых частиц от очищаемой поверхности, перевод нерастворимых в воде грязевых частиц в раствор, удержание этих плавающих частиц в моющем растворе, т.е. предотвращение ресорбции. Моющий процесс сводится к обеспечению 3 этапов:

    Слайд 9

    Первый и второй этапы стирки обеспечивают ПАВ. К наиболее эффективным ПАВ относятся алкилсульфаты – это натриевые соли эфиров серной кислоты с высшими спиртами RO-SO2-ONa, где R – предельный углеводородный радикал с 8-18 атомами углерода.

    Слайд 10

    1) получение сложного моноэфира серной кислоты и высшего спирта (например, цетилового) C16H33OH + H2SO4 → цетиловый конц. спирт серная к-та →C16H33O-SO2-OH + H2O цетилсерная к-та 2. Основные этапы производства ПАВ.

    Слайд 11

    2) нейтрализация полученного соединения щелочью C16H33O-SO2-OH+NaOH→ →C16H33O-SO2-ONa + H2O натриевая соль цетилсерной к-ты

    Слайд 12

    В целом производство ПАВ сводится к следующим этапам технологического процесса:

    Слайд 13

    3. Механизм действия ПАВ. Гидрофобный «хвостик» связывается с частицами грязи. Гидрофильная «головка» цепляется за воду, уменьшая ее поверхностное натяжение, тем самым, помогая воде лучше смачивать отмываемую поверхность и отрывать частицы загрязнений.

    Слайд 14

    Лабораторный опыт. Цель опыта: изучить взаимодействие жесткой воды с растворами мыла и стирального порошка. Перед вами 2 пробирки: в одной – мыльный раствор, в другой – раствор стирального порошка, а в колбочке – жесткая вода. Прилейте небольшое количество жесткой воды к растворам мыла и СМС, закройте пробкой и встряхните. Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить?

    Слайд 15

    1) обладают в 10 раз большей моющей способностью, чем мыла, т.к. кислотный остаток серной кислоты лучше сорбируется частицами загрязнения, 2) не боятся жесткой и даже морской воды, т.к. кальциевые соли алкилсерной кислоты растворимы в воде. Характеристика ПАВ, используемых в СМС:

    Слайд 16

    4. Компоненты стиральных порошков и их функции. Фосфаты - уменьшают жесткость воды и увеличивают эффективность стирки. Полимеры – предотвращают ресорбцию. Силикаты – дополнительно защищают от коррозии. Перборат натрия – отбеливает. Оптический отбеливатель - маскирует пятна. Энзимы - способствуют расщеплению белковых и жировых пятен на одежде.

    Слайд 17

    5. Воздействие СМС на окружающую среду и организм человека. - ПАВ отрицательно влияют на качество подземных питьевых вод и само очищающую способность водоемов, на использующих эту воду флору и фауну, - водные растворы ПАВ дают стойкую пену, препятствуя аэрации и ухудшая тем самым биохимическую очистительную способность водоемов, - водные растворы ПАВ усиливают коррозию металлов, - проникая в организм, ПАВ способны вызвать грубые нарушения иммунитета, развитие аллергии, поражение мозга, печени, почек, легких, они способствуют возникновению злокачественных опухолей. ! ПАВ являются одними из наиболее распространенных загрязнителей объектов окружающей среды, прежде всего, водных ресурсов:

    Слайд 18

    Например, в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах применение фосфатных порошков запрещено законом. Во Франции, Великобритании, Испании содержание фосфатов в СМС строго регламентировано (не более 12%). ! Попадая после стирки вместе со сточными водами в водоемы, фосфаты принимаются действовать как удобрения. Водоросли начинают расти с неимоверной силой. Это приводит не только к засорению водоемов, но и к дефициту воды и кислорода, а, следовательно, и к гибели гидробионтов. В стиральных порошках, кроме ПАВ, используются фосфаты. На Западе уже более 10 лет назад отказались от применения порошков, содержащих фосфатные добавки.

    Посмотреть все слайды