Речевая карта для детей с дцп. Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие Карта развития дошкольника с дцп

Карта физического развития воспитанника МАДОУ №186 с НОДА (ДЦП)
Ребенок: Нестерова Ксения, возраст___2008г.р.__
Диагноз: ДЦП, смешанный тетропарез, сходящиеся косоглазие, ЗПРР
В ходе проведения мониторинга физического развития, было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций верхних и нижних конечностей опорно-двигательного аппарата, низкий уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы. У ребенка наблюдается слабость всего мышечного аппарата, он не в состоянии долгое время удерживать голову, сидеть без опоры, стоять и передвигаться на четвереньках. Девочка не может, удерживает самостоятельно равновесие, стоять и передвигаться по поручню. Ребенок проявляет живой интерес к занятиям. Слышит и старается выполнить словесные команды,которые дает инструктор, но в силу тяжести своего заболевания упражнения самостоятельно не выполняет, требуется пассивная разработка инструктора.

Вывод: – на основании проведенного мониторинга физического развития была разработана индивидуальная программа по адаптивному физическому развитию ребёнка, где учитывались особенности клинической формы ДЦП данного воспитанника.
Задачи индивидуальной программы развития:
- Формировать контроль над положением головы и ее движением;
- Обучать разгибать верхнюю часть туловища, формировать осанку:
- тренировать опорные функции рук (опор на предплечья и кисти);
- Развивать повороты туловища (переворачивание со спины на живот и с живота на спину);
- Формировать функции сидения и самостоятельного присаживания;
- Развивать равновесие;
- учить вставать на четвереньки и ползать в этом положении;
- Учить вставать на колени, затем на ноги;
- Развивать возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой и без нее;
- Стимулировать самостоятельную ходьбу и корректировать ее нарушения.
-Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
- Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа.

Программа индивидуального физического развития ребенка с НОДА (ДЦП) была рассчитана на учебный год, после чего осуществляется мониторинг её эффективности с целью дальнейшего планирования деятельности. Индивидуальная работа проводилась 2-3 раза в неделю, в течение 15-20 мин., начиная с сентябрь 2015 г по май 2016г. – диагностика.
В работе используется диагностика - Семенова К.А. «Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах»
Нулевой уровень: Ребенок не в состоянии удерживать позу сидя, стоя, поворачиваться в положении лежа, ползать, удерживать голову. Активные движения верхних конечностей сохранены в минимальном объеме. Сохраняется влияние тонических рефлексов.
1 уровень: Ребенок передвигается с посторонней помощью или с опорой на ходунки. Самообслуживание минимальное. Способен удерживать голову, сидеть с сохранением дефектной позы с дополнительной опорой. В положении стоя позу не удерживает. Сохраняется влияние или части тонических рефлексов.
2 уровень: Ребенок передвигается с опорой на костыли или тростили на короткие расстояния без опоры. Имеется незначительное ограничение самообслуживания за счет патологических установок в суставах верхних конечностей. Способен сидеть с сохранением дефектной позой. Может стоять с дополнительной поддержкой.
3 уровень: Характеризуется дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры или на значительные расстояния. Моторная функция рук без значительных нарушений. Самообслуживание не нарушено, однако затруднена мелкая моторика кисти.

Заголовок 115


Приложенные файлы

От тяжелых болезней никто не застрахован. И если в семье случилась беда – родился ребенок с , каждый родитель хочет знать все о заболевании и о том, как он развивается.

Рассмотрим некоторые особенности развития детей с диагнозом ДЦП.

Коротко о болезни

– это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными нарушениями.

По отношению к заболеваниям головного мозга являются вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии умственной деятельности в той или иной степени.

Болезнь возникает по причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000 новорожденных.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.

Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.

Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.

Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.

Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.

Характер поведения детей

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:

  • ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
  • детям с присуща эгоцентричность;
  • они не могут целенаправленно работать в коллективе;
  • они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
  • в поведении присущи элементы инфантильности;
  • даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
  • они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
  • поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
  • дети, как правило, быстро утомляются;
  • они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
  • дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
  • нередки , появление ночных кошмаров, ночной тревожности.

Особенности физического развития

Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.

Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.

Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.

Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП:

  • необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
  • нужно развивать мелкую моторику рук;
  • необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
  • важно также стимулировать общение с окружающими;
  • при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:

Речевое развитие

У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются . Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры головного мозга.

Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса ребенка.

Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют:

  • выработать необходимые познания об окружающем мире;
  • пополнить словарный запас;
  • наладить общение с окружающими.

Такие дети очень любят играть, им это крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с родителями, а не в одиночестве.

Родителям на заметку

В воспитании ребенка излишня жалостливость и чрезмерная впечатлительность.

Родителям необходимо:

  • не зацикливаться на том, что ребенок неполноценный;
  • как можно чаще надо хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;
  • обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки;
  • по мере необходимости надо обращаться к специалистам.

Итак, развитие ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь, родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический недостаток.

Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе, уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.

Наталья Золотова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 2

2. Характеристика предметно развивающей среды.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей .

Характеристики предметно-развивающей среды :

Безопасность;

Комфортность;

Соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей ;

Вариативность;

Информативность.

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь» , программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

3. Компоненты индивидуального образовательного маршрута

3.1 Целевой

Цель коррекционного обучения - коррекция психических процессов : внимания, памяти, мышления, воображения ; индивидуальных недостатков психофизического развития : темпа и подвижности психических процессов, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-волевой сферы, активизация познавательной деятельности.

Задачами коррекционного обучения в группе для детей с ДЦП являются :

Создание ребенку с ДЦП условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой) ;

Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психического развития детей с ДЦП , органически связана с воспитанием произвольного внимания и памяти.

3.2 Информационный

Алексей, посещает группу №.. В семье еще 1 ребенок, брат двойняшка. Дети имеют сохранный интеллект. Заболевание Алексей имеет характер родовой травмы.

Физическое развитие ограничено. Мальчик насторожен, сдержан в эмоциях, с новыми людьми ведет себя настороженно, на неудачи реагирует остро, становиться плаксивым и раздражительным.

Дисциплину Алексею соблюдать затруднительно, ему нелегко воздержаться от высказываний, кроме того, поведение сильно зависит от настроения, которое может очень резко меняться. Во время занятий активность не снижается, наоборот, мальчик проявляет живой интерес к происходящему и с удовольствием реагирует. С программным материалом мальчик справляется, умения и навыки вырабатываются согласно норме, закрепляются хорошо. Замечания, игнорирует, ошибки не осознает. Счетные операции производятся в соответствии с нормой. С удовольствием Алексей работает на занятиях по изо деятельности. Знает и различает цвета, штрихует рисунок с трудом. Самостоятельности в овладении знаниями и преодолении трудностей не проявляет. При отрицательных эмоциях, работоспособность Алексея заметно снижается. В таких ситуациях Алексей практически не воспринимает материал. Вывести ее из такого состояния можно беседой, положительными оценками независимо от результатов ее деятельности. Педагог учитывает эти особенности, использует метод поощрения, но не злоупотребляет им. Мальчику достаточно трудно сосредоточиться на работе, его отвлекает любой посторонний раздражитель, внимание неустойчивое, быстро рассеивается при работе более чем с двумя объектами. Даже на два объекта (например, при сравнении букв) мальчику трудно распределить внимание. Переключение внимания зависит от заинтересованности работой. Объем внимания - 2 объекта, в состоянии утомления - не более одного, при работе с большим количеством объектов внимание рассеивается и после этого с трудом привлекается. Преобладающим является непроизвольное внимание. Процессы восприятия у Алексея протекают в большинстве случаев замедленно. Отмечается поверхность и недостаточная обобщенность восприятия. Мальчик правильно воспринимает объекты в привычном для них положении, при изменении условий восприятия этого часто не происходит . Восприятие пространства требует дальнейшего развития, положение в пространстве часто определяет неверно , путает «левый - правый» , ненаблюдателен. Алексей знает основные формы, величины в пределах «большой-маленький» , «больше-меньше» . Представления лишены обобщенности, полноты, отмечается их фрагментарность даже на бытовом уровне.

Процессы памяти развиты средне. Материал он запоминает хорошо, но в маленьких объемах. Происходит это в результате преимущественно непроизвольного запоминания после большого количества повторений. Осмысленность при этом не теряется.

Решение мыслительных задач вызывает у Алексея вызывает незначительные затруднения. Но умение контролировать и исправлять свои действия, следуя цели задания, практически не сформировано, т. е. отмечается не критичность мышления. Мыслительные операции развиты слабо : наблюдаются бессистемность и непоследовательность анализа при выполнении новых заданий; Преимущественно развит наглядно-действенный вид мыслительной деятельности, в меньшей степени - наглядно-образный , абстрактный.

Словарь беден, пассивный словарь значительно шире активного. Страдает грамматический строй, наиболее часто встречаются нарушения согласования , пропуск или неверное употребление предлогов. Темп речи замедленный. Монологическая речь бессвязна (отмечается соскальзывание с одной темы на другую, лишена логичности и завершенности. На окружающие события реагирует адекватно. Контактен только с хорошо знакомыми людьми, не конфликтен. Алексей - добрый, в меру общительный, но ситуацию оценить верно, часто не в силах , так как система его взглядов еще не сформирована. Сад посещает не регулярно. Навыки культурного поведения находятся на среднем уровне развития : мальчик опрятен, степень самостоятельности минимальна в силу особенностей заболевания, но элементарные правила вежливости знает. Стержневые черты личности, на которые можно опираться в индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с мальчиком - доброта, любознательность, развитый познавательный интерес.

Родители проявляют живой интерес и участие в воспитании ребенка, с ребенком систематически проводится комплекс мероприятий по коррекции физического и психического состоянии.

Коррекционно-развивающая работа в группе для ребенка с ДЦП реализуется взаимодействием в работе воспитателей, родителей, медработника и других специалистов дошкольного учреждения. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит воспитателю. Основными формами организации учебно-коррекционной работы, которую проводит воспитатель являются индивидуальные , подгрупповые и фронтальные занятия. Воспитатель проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию речи и фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Подгрупповые занятия проводятся с подгруппами, которые организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей . Подгруппы имеют подвижный состав. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется особенностями психофизического развития : подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в объеме. Воспитатель проводит фронтальные или подгрупповые занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструированию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой, занимается коррекционно-развивающей работой на занятиях и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных , физиологических и психических особенностей.

Педагог на основе изучения особенностей интеллектуального развития детей , личностных и поведенческих реакций проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, направленные на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей.

Лечебно-профилактические мероприятия, динамические медицинские наблюдения, консультирование специалистов, воспитателей и родителей проводит врач, обслуживающий ДОУ.

Ежедневно в группе для ребенка с ДЦП проводится не более двух занятий : 1 занятия в утреннее время, 1 – после сна, всего в младшей группе 10 занятий в неделю, На 7 -8 минуте занятия рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения переутомления детей , длительность занятий в соответствии с Сан ПиНами в младшей группе до 15 минут. Занятия, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с занятиями подвижного характера.

3.4 Технологический

К основным формам деятельности воспитателя с ребенком ДЦП относятся :

Воспитание и развитие ребенка в соответствии с реализуемыми в ДОУ общеобразовательными и коррекционными программами.

Учитывая трудности, связанные с нарушением физического развития, допускается изменение сроков и тематики разделов комплексной программы.

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения ребенка с нарушениями физического развития ставятся следующие задачи :

Сенсорное развитие в соответствие с возрастом;

Освоение предметно-практической деятельности, понимание отношений между предметами;

Освоение продуктивных видов деятельности, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию;

Развитие элементарных математических представлений и понятий;

Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

Формирование игровой и элементов учебной деятельности.

Проведение коррекционно-педагогической работы с ребенком, имеющими ОВЗ.

Ребенок с ДЦП, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешной социализации ребенка. Коррекционная работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.

Проведение специалистами сопровождения разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике коррекционной работы с детьми по преодолению психологического барьера. Индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционной работы с ребенком, собрания , тематические выставки.

В первой и второй главах мы теоретически обосновали важность применения комплексной физической реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что использование современных технологий в комплексной физической реабилитации влияет на уровень физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом.

Экспериментальное исследование было проведено в московском Реабилитационном Центре физической реабилитации детей-инвалидов, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Москва, ул.

В эксперименте учувствовали 20 детей в возрасте 3-6 лет, которые были разделены на две группы контрольную (использовались традиционные технологии) и экспериментальную (использовались современные технологии). Исследование проводилось с помощью карты тестирования двигательных возможностей (см. Приложение 1), которое показало следующие результаты.

Результаты методики «Карта тестирования двигательных возможностей» диагностирующей уровень развития двигательных возможностей у детей с ДЦП в контрольной группе

Форма ДЦП

Лежа на животе

Лежа на спине

Сидя на полу

Сидя на стуле, ноги на полу

Передвижение по полу

Ходьба, бег, прыжки

Общий балл

Спастическая диплегия

Двойная гемиплегия

Атонически-астатичес кая

Атонически-астатическая

Спастическая диплегия

Двойная гемиплегия

Гиперкинетическая форма

Гиперкинетическая форма

Двойная гемиплегия

Спастическая диплегия

Высокий уровень двигательных возможностей – 0 ч. (0%)

Средний уровень двигательных возможностей – 4 ч. (40%)

Низкий уровень двигательных возможностей – 6 ч. (60%)

Анализ табличных и графических данных показал, что двигательные возможности у детей с ДЦП в контрольной группе, несмотря на системный подход к консервативному лечению дошкольников с церебральным параличом предусматривает комплексное использование средств лечебной физкультуры, массажа, механотерапии, функционального биоуправления, позиционирования и эрготерапии в реабилитации детей, находится на низком уровне, поэтому для детей дошкольного возраста с различными формами церебрального паралича и различной степенью тяжести двигательных нарушений, необходим дифференцированный подход при организации реабилитационного процесса с применением современных технологий в комплексной физической реабилитации детей с ДЦП в условиях центра восстановительного лечения.

Результаты методики «Карта тестирования двигательных возможностей» диагностирующей уровень развития двигательных возможностей у детей с ДЦП в экспериментальной группе

Форма ДЦП

Лежа на животе

Лежа на спине

Сидя на полу

Сидя на стуле, ноги на полу

Передвижение по полу

Ходьба, бег, прыжки

Общий балл

Спастическая диплегия

Двойная гемиплегия

Спастическая диплегия

Двойная гемиплегия

Гиперкинетическая форма

Спастическая диплегия

Атонически-астатическая

Гиперкинетическая форма

Атонически-астатическая

Двойная гемиплегия

Высокий уровень двигательных возможностей – 2 ч. (20%)

Средний уровень двигательных возможностей – 5 ч. (50%)

Низкий уровень двигательных возможностей – 3 ч. (30%)

Анализируя табличные и графические данные, полученные после проведения исследования в экспериментальной группе с применением современных технологий, можно сделать вывод, что предложенные технологии реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом оказались эффективными, что подтверждается динамикой функционального состояния опорно-двигательного аппарата и манипулятивной функции рук.

Для сопоставления результатов уровня развития физических возможностей в контрольной и экспериментальной группах с целью проверки влияния современных технологий в комплексной физической реабилитации на уровень физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом, мы использовали U-критерий Манна-Уитни.

Баллы (эксп. гр.)

Баллы (контр. гр.)

Суммы: 458

Общая сумма рангов: 129,5 + 80,5 = 210

Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.

Мы видим, что по уровню двигательных возможностей более «высокий» рядом оказывается выборка из экспериментальной группы. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 120.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезу: Группа детей из экспериментальной группы превосходит группу детей из контрольной группы по уровню двигательных возможностей.

Определяем эмпирическую величину U:

По таблице определяем критические значения для n = 10.

Uэмп < Uкр(р Ј 0,05)

Таким образом, группа детей из экспериментальной группы превосходят группу детей из контрольной группы по уровню двигательных возможностей, а это говорит о том, что использование современных технологий в комплексной физической реабилитации влияет на уровень физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом, что подтверждает нашу гипотезу. Нами также была разработана программа по построению занятий на развитие двигательной активности и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста с ДЦП


Речевая карта для детей с ДЦП.
На базе нашей школы ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара функционирует логопедический пункт, который посещают учащиеся с 1 по 7 классы.
Наша работа направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. обучающихся, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии (обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития,
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:
фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;
При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов;
нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом; все формы дисграфии и дислексии.
Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подходили для детей с ДЦП, так как особенности детей с церебральном параличом, что они находятся на логопедическом учете на протяжении всего обучения в школе. Нарушения таких детей тяжелые и требуют длительной и постоянной коррекции. И речевые карты которые предлагаются не подходили для наших детей, т.к они заводились только на один учебный год. Мы с коллегами создали свою карту. Особенности карты в том, что она заводится в первом классе и ведется на протяжении всего обучения. Это стало удобно и позволило нам наблюдать за динамикой развития ребенка. Также она стала более доступна и понятна родителям детей, где они могли сами наблюдать за положительными результатами своих детей. Также мы внесли в обследование и особенности детей с ДЦП.
Работали над картой учителя- логопеды ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара. Саранцева Нина Юрьевна, Резяпкина Наталья Александровна, Максимова Татьяна Валерьевна.
Приложение
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.
1.Фамилия, Имя _______________________________________________________________________________________________
2. Дата рождения ______________________________________________________________________________________________
3. Ф.И.О. родителей: мать _______________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________________________________
4. Форма ДЦП _________________________________________________________________________________________________

5. Заключение психоневролога: __________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
6. Анамнез:
Характер беременности (токсикоз, падения, хронические и инфекционные заболевания, др.) _____________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, др. осложнения) ___________________________________
Вес при рождении _________________, рост _____________________
7. Раннее психомоторное развитие:
Заболевания, перенесенные до года ______________________________________________________________________
Заболевания, перенесенные после года ___________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ________________________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре (да, нет)
8. Речевой анамнез:
гулениелепет первые слова первые фразы прерывалось речевое развитие
Сроки появления да, нет
9.Общая моторика _____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________
10. Состояние мелкой моторики руки (Проба ЗАЗЗО)________________________________________________________________
Ведущая рука подвижность удержание позы переключаемость тремор синкинезииЛевая Правая ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы - толстые, тонкие, короткие, расщелина. Подвижность – улыбка, трубочка.
Зубы – редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы.Твердое небо – высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
Мягкое небо – укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
Прикус – прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой открытый, косой.
Язык – массивный, маленький, укороченная уздечка.
Подвижность – широкий _____, узкий ______, вверх _______, вниз ______, маятник ______.
Переключение – широкий – узкий _____, вверх-вниз _____, облизать верхнюю губу _____, пощелкать______.
Удержание позы _________
Тремор _________
Синкинезии ________
Саливация _____________________________________________________________________________________________________________
Состояние мимической мускулатуры
Закрыть один глаз ______________________________________________________________________________________________________
Равномерно поднять брови _______________________________________________________________________________________________
Надуть щеки ___________________________________________________________________________________________________________
Оскал-хоботок__________________________________________________________________________________________________________
Сглажены ли носогубные складки_________________________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
Выразительность - невыразительная, маловыразительная, выразительная.
Тембр – голос тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, хриплый, назальный оттенок.
Дыхание – верхнегрудное, диафрагмальное.
Темп и ритм – замедленный, быстрый, средний, ритмически оформлена,/ не оформлена/.
Дикция – четкая, нечеткая, смазанная.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
1. Как тебя зовут?______________________________________________________________________
2. Сколько тебе лет?____________________________________________________________________
3. Есть ли у тебя друзья?________________________________________________________________
4. Как зовут твоего друга?_______________________________________________________________
5. Как зовут твоего учителя? ____________________________________________________________
6. Основные цвета: белый ________, чёрный ________, синий _______, красный _______, зеленый_______,жёлтый________.
7.Оттеночные: оранжевый_______, голубой _______, фиолетовый________, серый_______, розовый________.
8.Ориентация во времени: время года _______, месяц_______, день недели ________, вчера_______, завтра_______, утро_______, день_______, вечер________, ночь________.9. Ориентация в пространстве: верх _______, низ_______, право________,лево_______
ПОНИМАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1.Понимание логико-грамматических отношений:

Покажи карандаш ручкой 2. Скажи что верно:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Весна бывает перед летом или лето перед весной Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? Сашу ударил Коля. Кто драчун? Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? 3. Верификация предложений:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Собака вышла в будку Солнце освещается землёй 4.Составление предложений:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Мальчик, открыть, дверь Девочка, читать, книга 5. Добавление предлогов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Лена наливает чай … чашку. Лодка плывет … озеру. Птенец выпал … гнезда. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ
Сентябрь учебный год


Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Май учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Сентябрь учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Май учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Сентябрь учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Май учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Дифференциация звуков в спонтанной речи
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
с-шж-зц-сц-тьч-тьч-щщ-сьл-ра-яо-ёэ-еу-юы-иФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
И НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
1.Повторение гласных:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
а э о у и о э о у у и о э 2. Повторение слогов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
та-да-таба-па-паса-ша-шаза- жа -за ка – ка –га ва – фа – вакот – год – ход том – дом – ком 3. Выделение гласного звука:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Первого: аист утка иглы В середине: кот шар кит лук В конце: шары ручка окно 4. Выделение согласного:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Первого: нога вода конь В середине: Оля Яша Ира В конце: двор дом сок 5. Определение количества:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
слогов гласных согласных звуков в слове 6. Воспроизведение слов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
строительство часовщик милиционер серпантин репетиция аквариум аттракцион СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ
Предметный словарь:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май
мотоцикл пылесос клумба метро Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май
2.Уровень обобщений:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
свитер, платье, шорты, юбка, колготки сапоги, туфли, тапочки, валенки блюдце, сковорода, ложка, тарелка шкаф, стол, кресло, тумбочка помидор, морковь, репа, капуста яблоко, персик, груша, лимон кошка, корова, волк, ёж голубь, утка, воробей, орел автобус, поезд, самолет, катер 3.Словарь признаков: Подбор прилагательных:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Лимон, какой? Платье, какое? Лента, какая? Подбор анонимов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
широкий веселый длинный светлый высокий больной худой Подбор синонимов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
прямой влажный холодный печальный Образование относительных прилагательных:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Матрешка из дерева Сумка из кожи Ручка из пластмассы Сок из клюквы Образование притяжательных прилагательных:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Чей хвост? Чей дом? 4. Детеныши:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
У кошки У козы У курицы У собаки у коровы у овцы у лошади у медведя 5. Глагольный словарь:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Что делает? Повар Врач учитель почтальон Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Что делают? Ножницами Пилой Рубанком топором клещами иглой Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Чем? колет шьет копает режет вышивает моет ГРАМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
1. Образование множ. числа имени сущ. и родит. падежа множ. числа:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
дом Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти стул Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти ведро Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти ухо Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти воробей Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти утёнок Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти пчела Есть две Нет двух Есть пять Дать пяти оса Есть две Нет двух Есть пять Дать пяти 2. Префиксальное словообразование:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
шел ехать летел лить 3. Суффиксальный способ словообразование:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
мяч стол дом снег дерево стул СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1.Составление рассказа по картине
1.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ
1.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧТЕНИЕ
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Количество слов в минуту Техника чтения Количество ошибок Понимание прочитанного Выразительность Пересказ Ошибки ударения Техника чтения: побуквенное, послоговое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, с искажениями, с перестановкой букв, слогов, слов, монотонное, выразительное. Пересказ: полный, краткий, последовательный, логический, соответствующий тексту.
ПИСЬМО
Образцы диктантов, списывания, изложения. Анализ ошибок (выписка из протокола)
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Количество ошибок Пропуски Оптических Фонематических Выделения речевых единиц Орфографических ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала занятий: Дата окончания занятий:
«___» ____________20___г. «____»_____________20___г.
Логопед: Родители:
Ф.И.О.___________________ Ф.И.О.___________________
Подпись_________________ Подпись _________________