Как произвести расчет амортизации автомобиля. Амортизация автомобиля — проводим расчеты Как считать амортизацию автомобиля

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим - микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.
Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема - определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД - это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно
Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».
Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС - 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

200 000 руб. (236 000 - 36 000) - отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

36 000 руб. - учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

36 000 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

200 000 руб. - автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

500 руб. - перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

500 руб. - учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) - начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. - 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37-60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства
Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ - 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования - от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя - физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 - не право, а обязанность фирмы - владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов
Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России - ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

Пример 3

В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1: 40 Х 100%).

Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:

(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:

750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.

В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб. < 800 000 руб.). Начиная с января, сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогового учета равна:

(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% = 16 875 руб.

В бухгалтерском учете фирма по-прежнему будет начислять амортизацию в размере 18 750 рублей в месяц.

Сама по себе амортизация – это перенос стоимости средства труда (в данном случае автомобиля) в зависимости от меры их износа на продукт, производимый с их помощью. Как правило, амортизация исчисляется в денежном эквиваленте.

Расчет амортизации нужен, чтобы вовремя проводить все необходимые по регламенту технические осмотры и ремонты транспортного средства, а также чтобы определить максимально возможный (оставшийся) срок эксплуатации.

Пренебрегать положенными техническими работами нельзя. И очень важно проводить их в срок. В противном случае автомобиль из средства передвижения может превратиться в реальную угрозу на дорогах.

Как рассчитать амортизацию авто

Чтобы провести расчет амортизации автомобиля, совсем не обязательно обладать специфическими бухгалтерскими знаниями. Если следовать инструкции, это не так и сложно.

Один из простых вариантов, как можно рассчитать приблизительную амортизацию, выглядит следующим образом. Для этого возьмите справочник с указанием всех моделей автомобилей и их балансовой стоимостью (такие есть у бухгалтеров предприятий, на которых эксплуатируются автомобили). Она зависит от года выпуска авто. Цифру, которую вы там найдете, разделите на количество месяцев, в течение которых вы использовали автомобиль. Таким образом вы сможете рассчитать месячную амортизацию машины.

Стоит учитывать, что данный расчет не будет истиной в последней инстанции, т.к. выполнен он довольно грубо. Ведь при его составлении не учитывается ряд параметров, которые являются довольно важными.

Для того чтобы провести более детальный расчет амортизации автомобиля, вам понадобится вести специальные записи. В них обязательно учитывайте все финансовые затраты, связанные с автомобилем: замену расходников, затраты на бензин, прохождение ТО и траты на ремонт, также стоит учитывать и сезонные замены шин. Единственное, что стоит помнить, - это то, что все данные необходимо подкреплять чеками. Все эти данные складываются, делятся на количество времени, в течение которого эксплуатировался автомобиль – в результате, получаются данные, по которым можно сделать более точный вывод об амортизации автомобиля.

Какие автомобили проходят амортизационный расчет

Естественно, что рассчитать амортизационные расходы можно для любого автомобиля. Однако, если речь идет об организации, здесь действует ряд исключений. Так, например, машины делятся на группы, которые зависят от года выпуска транспортного средства. В основном, выделяют три группы:
- авто в возрасте от 0 до 5 лет;
- авто от 5 до 7 лет;
- авто от 7 до 10 лет.

Обычно организации стараются проводить расчет по авто старше 5 лет. Для тех, что не дотягивают, попросту применяют 10-20% амортизационные расходы от общей стоимости автомобиля. Учитывается и дополнительное оборудование, установленное . А порой на расчет амортизации влияет даже скорость, с которой может передвигаться транспортное средство.

Это деление необходимо еще и для налоговых расчетов. Ведь амортизационные расходы, как и любые другие, необходимо очень четко отражать в декларации.

Совет 2: Как рассчитать амортизацию основных средств (реферат)

Расчет амортизации основных средств – одна из излюбленных тем для курсовых работ и рефератов по бухгалтерскому учету. Чтобы написать реферат по расчету амортизации правильно, необходимо хорошо себе представлять все способы расчета амортизации, каждый из которых основан на учете срока полезного использования объектов.

Вам понадобится

  • - бумага и ручка;
  • - компьютер;
  • - таблицы классификации основных средств;
  • - калькулятор.

Инструкция

Рассчитайте амортизацию при помощи линейного способа. Сначала рассчитайте норму амортизации, разделив общую объекта основных средств (на момент покупки) на срок полезного использования. Например, был куплен автомобиль, а срок его полезного использования установлен 5 лет (он относится к 3 по классификации), следовательно, норма амортизации будет 20%. Чтобы рассчитать годовую сумму амортизации, умножьте общую стоимость автомобиля на норму. Если в примере первоначальная стоимость была 200 000 рублей, то годовая норма будет составлять 200 000х20%=40 000 рублей.

Попробуйте рассчитать амортизацию основных средств методом уменьшаемого остатка. В этом случае начните с расчета нормы амортизации с коэффициентом ускорения (он установлен законодательно отдельно для каждого вида имущества). Например, если срок полезного использования 5 лет, а коэффициент ускорения

Автотранспортное средство, как и любое другое оборудование, по истечении определенного времени эксплуатации в связи с износом, требует ремонта. А денежные средства, потраченные на поддержание и ремонт какого либо оборудования или транспорта, будут являться амортизацией оборудования (автомашины). Если автомобиль или другая техника находится на учете, у какой либо организации, то денежная сумма амортизации включается в расходную часть предприятия.

Методики начисления амортизационного износа авто

Для расчета транспортного износа, в бухгалтерском деле используют четыре метода. Эти четыре методики делятся на линейный и нелинейные. Предприятие лично выбирает для себя более подходящий способ, и пользуется им, чтобы считать списания износа.

Начисления автомобильной амортизационной части можно рассчитать следующими вариантами:

  • линейный вариант;
  • вариант уменьшаемого остатка;
  • вариант отчисления цены, по сумме чисел лет срока полезного потребления;
  • вариант списания цены соответственно размеру продукции или услуг.

Линейная методика расчета транспортного износа заключается в том, что финансы которые начисляются за износ в течении одного месяца, рассчитываются умножением начальной или восстановительной цены амортизации, конкретной для данной собственности.

Чтобы рассчитать норму амортизации линейным способом нужно знать число месяцев полезного потребления транспорта. После чего необходимо единицу разделить на период полезного применения (считается в месяцах) и умножить на сто процентов. Полученная цифра является годовой, для расчета месячных отчислений необходимо данную величину разделить на 12.

Такой способ расчета является самым распространенным из-за его простоты. Начисления транспортного износа необходимо начинать с 1-ой даты месяца, который является последующим после месяца введения автомобиля в использование. А списываются данные износы одинаковыми объемами в течение всего срока потребления.

Методика уменьшаемого остатка

Самым ускоренным способом амортизации техники является методика уменьшаемого остатка, которая в начальные годы полезной эксплуатации может намного быстрее списывать движимую собственность. Это можно объяснить тем, что в начальном периоде производительность нового транспортного средства выше и со временем уменьшается в связи с его старением. Поэтому целесообразным является амортизировать автомобиль наиболее быстро в первые годы его нужного использования.

Для расчета данного способа расчета амортизации необходимы знания следующих характеристик:

  • первоначальная стоимость активов;
  • остаточная цена;
  • срок полезной эксплуатации.

Чтобы посчитать износ автотранспортного средства методом уменьшаемого остатка нужно: остаточную цену (начало года или месяца) умножить на норму износа (формула указана в линейном методе) умножить на коэффициент форсирования (данный показатель устанавливает предприятие самостоятельно) и помножить на сто процентов.

Способ отчисления цены, по сумме чисел лет срока полезного применения

Расчет амортизации машины по количеству числу лет полезного использования, так как и предыдущая методика является ускоренной. Самая большая денежная сумма, которая списывается каждый месяц, будет в первый год использования автомобиля, после чего данные средства будут уменьшаться с каждым следующим годом.

Основой такого расчета служит начальная цена транспортного средства, по которой оно принималось к учету. Данный расчет является произведением начальной стоимости автомобиля и нормы амортизации.
Здесь норма износа будет считаться отдельно по каждому году, и зависеть от времени полезной эксплуатации транспортного средства. Способ списания цены соответственно объему продукции или услуг.

Этот расчет отличается от трех предыдущих, что может применяться преимущественно только для автомобильного транспорта. Данная норма амортизации установлена в процентном соотношении начальной стоимости автотранспорта на каждые тысячу километров пробега.

Примеры расчета амортизации автотранспортного средства

Износ машины или другого вида транспортного средства можно посчитать в интернете. В настоящее время существует немало сайтов для проведения таких расчетов. Нужно просто заполнить требуемые поля и портал выдаст нужную информацию.

Но надо учитывать, что онлайн расчеты являются приблизительными, и не всегда учитывают все необходимые параметры.

Для более точного расчета амортизации нужно самостоятельно фиксировать все затраченные денежные средства на машину. К таким затратам обычно относится:

  • покупка запчастей и их замена;
  • ремонт;
  • траты на топливо;
  • замена шин;
  • технический осмотр.

Пример №1

Предприятие осуществило покупку нового автомобиля и начало его использовать 21 марта 2006 года. Начальная цена автотранспортного средства составила триста тысяч рублей. Время полезного использования составляет пять лет.

Таким образом, сумма чисел лет нужного потребления машины равняется: 1+2+3+4+5=15

В бухгалтерском учете износ движимого имущества начислялся в следующих денежных эквивалентах.

В 2007г (1-ый год использования):

  • годовая сумма составит: 5/15*300000 р.=100000р;
  • месячная соответственно будет: 100000/12=8333р.

В 2008г (2-ой год использования):

  • годовая: 4/15*300000р.=80000р;
  • месячная: 80000/12=6667р.

В 2009г (3-ий год использования):

  • годовая: 3/15*300000р=60000р;
  • месячная: 60000/12-5000р.

В 2010г (4-ый год использования):

  • годовая: 2/15*300000р=40000р;
  • месячная: 40000/12=3333р.

В 2011г (5-ый год использования):

  • годовая: 1/15*300000р=20000р;
  • месячная:20000/12=1667р.

Однако в налоговых учетах денежная сумма амортизационных затрат является одинаковой для каждого месяца, и равняется: 300000р/60=5000р.

Так как месячные суммы износа разнятся, появляются вычитаемые временные отличия для первых двух лет обслуживания машины. И в 2007 году такое отличие составит: 8333р-5000р=3333р.

Пример №2

Стоимость отечественно автомобиля приобретенного в 2013 году – 200 тысяч рублей; пробег с 2013г по 2016г — 90 тысяч километров; расчетный износ – 18,6%. Чтобы рассчитать естественную амортизацию нужно начальную стоимость машины умножить на расчетный износ: 200000р*18,6%=37200р.

Остаточная стоимость данного транспорта будет равняться вычитанию естественного износа от начальной стоимости автомобиля: 200000р-37200р=162800р.Имея данные расчеты можно посчитать затраты на один километр пробега, для этого необходимо естественный износ разделить на первоначальную цену машины: 37200р/200000р=0,18р/км.

Особенности линейного способа начисления амортизации

Главная особенность настоящего расчета состоит в его простоте. Что заключается в равномерном уменьшении стоимости транспортного средства одинаковыми суммами. Для большинства предприятий такой способ является наиболее комфортным.

К положительным аспектам такого начисления можно отнести:

  • одинаковые отчисления по износу на всем протяжении использования;
  • одинаково распределяется увеличение накопленной амортизации;
  • равномерность распределения остаточной цены недвижимого имущества.

Минус данного метода заключается в том, что он не подходит для организаций, которые стремятся выплатить большую часть износа в начальном периоде использования. Также этот способ не может обеспечить моментальный ремонт используемого средства, который подвергся моральному износу.

Нюансы начисления износа на авто

Чтобы рассчитать износ автомобиля более точно, мало знать основные характеристики машины. Обычно организации для наиболее точного подсчета используют специальные справочники. В которых указывается марка автомобильного средства, а также его балансовая стоимость по году его выпуска.

Если взять из определенной таблицы показатель и разделить на число месяцев, на протяжении которых машина была в использовании, то получиться цена износа данного автотранспорта эксплуатируемого в течение одного месяца.

В данный расчет не входят сведения о стоимости горюче-смазочных материалов, погодные условия, а также финансы, затрачиваемые на мелкий косметический ремонт.

Таким образом, выбор методики напрямую зависит от организации или физического лица. Главное при различных способах расчета помнить о важности всех показателей, которые отвечают за работоспособность автотранспортного средства.

Вконтакте

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

 

Амортизация автомобиля - это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1 . Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода - линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев). В этом случае месячная сумма амортизации - 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Пример способа по сумме чисел срока полезного использования

Расчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.

5 лет эксплуатация автомобиля = 1+2+3+4+5 = 15

Сначала складывается порядковый номер года эксплуатации: первый (1), второй (2), третий (3), четвертый (4), пятый (5), шестой (6). Получается 15. Затем в первый год эксплуатации отчисления считаются так:

АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто

Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний - наименьшая.

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ .

В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления. Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.

Ускоренная амортизация

Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом - 2 или 3 (ст. 259.3 НК РФ). Может применяться, если автомобиль находится в лизинге.

Амортизация разного автотранспорта, стоимости и состояния не начисляется по единой схеме в документах налогового и бухгалтерского учета. Поэтому нужно разобраться в этом вопросе более детально. В данной статье будет рассмотрена амортизация автомобиля / машины и ее нормы.

Особенности амортизации различных типов автотехники

Автотранспорт, как и вся другая техника со временем изнашивается и все чаще требует ремонта. Поэтому предпринимателю важно точно рассчитать ежегодный, ежемесячный и ежечасный износ автотехники, чтобы оценить стоимость своих услуг наиболее правильно. Необходимо знать эти данные и при продаже транспортного средства. Разновидности транспорта имеют свои особенности при расчете амортизации:

Легковой автомобиль Необходимо знать год выпуска, пробег, срок гарантии производителя от сквозной коррозии
Грузовой транспорт Учитывается базовая стоимость, время полезного функционирования, из которого высчитывается норма износа
Автобус Необходимо узнать время полезного использования исходя из модели автобуса
Трактора Учитывается начальная цена техники, срок полезного применения, период службы
Строительная спецтехника Учитывается начальная цена с учетом всех комплектующих, но без учета стоимости шин – их амортизация высчитывается отдельно, срок ожидаемой службы

Амортизация автомобиля / машины: норма амортизации

Эта величина зависит от класса техники:

Срок полезной службы транспорта

Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:

Группа Полезный срок Относящийся к категории транспорт
3 3–5 лет Мототехника

Легковые авто

Грузовой транспорт до 0,5 т

4 5–7 лет Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями

Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы

Автобусы малого класса (до 7,5 м)

Автоцистерны

Лесозаготовительный транспорт

Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн

5 7–10 лет Легковые авто с двигателем более 3,5 л

Грузовики 5–15 тонн

Пассажирский транспорт длиной до 12 м

Спецавтомобили

Троллейбусы

6 10–15 лет Техника с грузоподъемностью до 15 т

Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м

Важно! Полезный срок считается с пометкой «включительно». Если он составляет 5–7 лет, то седьмой год использования учитывается полностью.

Порядок исчисления амортизации

Важно придерживаться следующих правил:

  1. Начисление проводится каждый месяц, с того дня, когда техника начала эксплуатироваться.
  2. Прекращается процесс исчисления первого числа месяца, когда транспорт был списан или амортизирован.
  3. Если транспорт амортизирован, то его ОС равно нулю и не отображается в балансе.

Способы расчета в бухгалтерском учете

Здесь используют четыре метода:

  1. Линейный.
  2. Списания стоимости согласно объему выпущенной продукции.
  3. Не линейный.
  4. Метод уменьшаемого остатка.

Выбрав один из вариантов, нужно придерживаться расчета по нему на протяжении срока службы определенной единицы автотехники.

Важно! Второй способ нельзя употреблять в отношении транспорта.

Линейный метод исчисления

Сначала нужно узнать норму амортизации:

  • N = 1: S х 100% (N – норма эксплуатации, S (в месяцах) – срок полезной работы).

После этого нужно умножить полученную величину на первоначальную цену автотранспорта. Пример расчета . ООО «Автотранспорт» приобрело грузовую «Газель» за 758 тыс. руб. Регистрация транспортной единицы в ГАИ обошлась 758 руб. Для бухучета цена в итоге составит 758 758 руб., а для налоговых документов осталась на уровне 758 000 руб. Время полезной работы «Газели» грузоподъемностью до 0,5 тонн составляет 5 лет (60 мес.). Норма амортизации авто: 1: 60 х 100% = 1,7%.

Отсюда отражение в бухгалтерских документах: 758 758 х 1,7% = 12 899 руб., и в налоговом учете: 758 000 х 1,7% = 12 886 руб. – величина амортизации купленной «Газели»/месяц. Проводка:

  • Дт 26 Кт02 –12 899 руб.

Нелинейный способ расчета

Величина нормы считается по формуле:

  • N = 2: S х 100% (N – норма амортизации, 2 – коэффициент ускорения, S (в месяцах) – срок полезной работы).

Алгоритм исчисления аналогичен предыдущему варианту, только амортизация считается не из величины базовой цены, по которой было куплено средство, а опираясь на итоговую стоимость, устанавливаемую в начале отчетного периода.

Важно! Нелинейный способ не действителен в отношении легковых машин и прочего транспорта с рекомендуемым сроком работы до трех лет.

Вычисление по уменьшаемому остатку

Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.

ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2: 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:

Год Расчет Ежегодная амортизация
1 2 555 000 х 25% 638 750
2 (2 555 000 – 638 750) х 25% 479 062, 5
3 (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% 359 296
4 (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% 269 472
5 (2 555 000 –….– 269 472) х 25% 201 933
6 (2 555 000 –…. – 201 933) х 25% 151 621
7 (2 555 000 –….– 151 621) х 25% 113 716
8 (2 555 000 –….– 113 716) 85 287
Итого 2 299 137,5

Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.

Применение коэффициентов

Повышающий k (не выше 2) допускается использовать при использовании транспорта в агрессивных средах: токсичная пожаро-, взрывоопасная или иная обстановка. k=3 используется при:

  • лизинге;
  • эксплуатации транспортных средств в научной деятельности;
  • работе техники, занятой в добыче углеводородных ископаемых на новом морском месторождении.

Для исчисления амортизации легкового транспорта (600 тыс. руб.) и микроавтобусов (800 тыс. руб.) применяется понижающий k – 0,5 (ст.259 НК РФ).

Важно! При работе транспорта третьей амортизационной категории этот коэффициент не применим.

Амортизация дорогого авто

Как следует из предыдущего пункта, амортизировать дорогостоящий автомобиль следует по специальной величине коэффициента – 0,5, отчего стоимость его приобретения будет списываться в 2 раза дольше. Такие нормы коэффициента действительны только для налоговой документации. Для бухгалтерской отчетности это не является обязанностью. До 2008 года дорогими считались авто от 300 тыс. руб. и автобусы от 400 тыс. руб. Если стоимость техники сегодня не превышает 600 тыс. и 800 тыс., ее владельцы должны считать амортизацию по k=0,5.

Налоговый учет

Проводки и их особенности

Для общего представления о процессе применяется счет 02 «Амортизация основных средств». Начисленная величина упоминается по Кт 02 в корреспонденции со счетами, учитывающими траты на производство. Если имущество сдается в аренду, то проводка такова:

  • Дт 91 Кт 02.

При списании настоящая амортизационная сумма уходит со счета 02 в счет 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие»). Начисление амортизации:

  • Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 44

Проводку проводят раз в месяц на основании расчетной ведомости.

Реконструированный или модернизированный транспорт

При обновлении транспорта время его полезного действия увеличивается. Но предприятие не правомочно делать его больше времени полезного пользования для автотранспорта соответствующей амортизационной категории. Если по итогам реконструкции цена автомобиля увеличилась, то амортизация делается по новой цене с учетом итоговой стоимости.

Амортизация автомобиля, бывшего в ремонте

Время нахождения транспорта в ремонтной мастерской не учитывается при исчислении амортизации, так как он в этот момент не используется по назначению. Если ремонт был не долгосрочным, в пределах нескольких дней, то вывод авто из эксплуатации не обязателен. Растраты, которые повлек за собой ремонт автомобиля, прибавляются как при модернизации к остаточной стоимости машины.

Амортизация при расконсервации транспорта

Если использование автомобиля было по какой-либо причине законсервировано на время до трех месяцев, то весь этот срок он не может амортизироваться. После расконсервации процесс исчисления амортизирующих сумм продолжается как обычно.

Важно! Срок эксплуатации авто увеличивается на продолжительность срока консервации.

Лизинг и его особенности

Для автомобилей, находящихся в аренде, применяется ускоренная амортизация – ее норма умножается на повышенный коэффициент от 1 до 3. Допустимо выбирать целые значения или дробные, например: 1,65, 2,35. Плюсами такого метода являются:

  • уменьшение налога на доход на время финансовой аренды;
  • уменьшение имущественного налога на объект лизинга;
  • возможность выкупа авто после завершения договорного срока по наименьшей итоговой стоимости.

Порядок амортизации при выбытии

При выбытии автомобиля из собственности осуществляются следующие операции:

  1. Расчет остатка его стоимости = Начальная цена – начисленная амортизация.
  2. Списание величин амортизации: Дт 02 Кт 01.
  3. Списание остатка стоимости: Дт 91–2 Кт 01.

Операции при ликвидации транспорта

Если по причине износа автомобиля организация решила его ликвидировать, то действия бухгалтера напоминают прошлый алгоритм:

  1. Списание первоначальной цены: Дт 01 Кт 01.
  2. Уход начисленной амортизации: Дт 02 Кт 01.
  3. Уход остаточной стоимости: Дт 91–2 Кт 01.

Амортизация при налоговых режимах

При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:

УСН ЕНВД ЕСХН
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах

Расчет износа по ОСАГО

Ущерб при наступлении страхового случая возмещается исходя из степени износа авто в этот момент. Независимая экспертиза высчитывает его по формуле:

  1. Иа = 100 × (1-e^(-(4 х В)/(20+4 х Г)), где
    • Иа – износ авто;
    • В – возраст транспортного средства;
    • Е – натуральный логарифм;
    • Г – гарантия изготовителя.

Постановка на учет ГИБДД

Ввод авто в эксплуатацию до дня его постановления на учет в дорожной инспекции запрещен. Амортизация на неэксплуатируемое средство начисляться тоже не может. Но считается, что на налоговый учет можно поставить автосредство не получив регистрации дорожной полиции, так как на пригодность авто к использованию документ о регистрации никак не влияет.

Распространенные ошибки, касающиеся амортизации

Самые распространенные ошибки:

  1. Учет автосредства в составе ОС только со дня ввода в пользование, а не со дня приобретения;
  2. Неправильно установленная начальная цена;
  3. Неверное определение срока применения и амортизационной категории;
  4. Нарушение правил учета расходов на обновление автотехники.

Амортизация автомобиля: актуальные вопросы

Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?

Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.

Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?

Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.

Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?

Ответ: Требуется только расчетная ведомость.

Вопрос №4: Один из наших погрузчиков нуждался в элементарном ремонте – все работы сделали за день. Нужно ли его по документам выводить и снова вводить в использование?

Ответ: Нет, при краткосрочном выбытии из эксплуатации такие меры не нужны.