Гриша яковлев. Значение яковлев григорий в краткой биографической энциклопедии

Яковлев, Григорий (1703-1756) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. В Выгорецком монастыре Я. проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком м-ре, Я. перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Я. имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы Иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Я. к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г.,.Я. отправился в СПб. Принятый "благосердо" св. синодом, Я. представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также св. синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Я. Настоятелем Данилова м-ря архим. Гермоген был не более года: в 175 6 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Я. в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Я. значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинении ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Я. - материал великой цены. Проф. Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Я. издано по рукописи, находящейся в библиотеке черниговской дух. семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Я. карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII ст. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Я. См. Н. Субботин, "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (М., 1888; здесь же и биографические сведения об Я.)

Статья про слово "Яковлев, Григорий " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 635 раз

ЯКОВЛЕВ ГРИГОРИЙ

Яковлев (Григорий, 1703 - 1756) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыне. В Выгорецком монастыре Яковлев проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком монастыре, Яковлев перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Яковлев имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Яковлева к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., Яковлев отправился в Санкт-Петербург. Принятый "благосердно" Святейшим Синодом, Яковлев представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также Святейшему Синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не в "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Яковлев. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Яковлева в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Яковлев значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинениях ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Яковлева - материал великой цены. Профессор Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Яковлева издано по рукописи, находившейся в библиотеке черниговской духовной семинарии (¦ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Яковлевым карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII столетия. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Яковлева. См. Н. Субботин "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (Москва, 1888; здесь же и биографические сведения об Яковлеве).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯКОВЛЕВ ГРИГОРИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯКОВЛЕВ ГРИГОРИЙ
    (1703—1756) — автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и …
  • ЯКОВЛЕВ, ГРИГОРИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1703?1756) ? автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и …
  • ЯКОВЛЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЯКОВЛЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от имени в повседневной русской форме Яков (из церковного Иаков). Притяжательное прилагательное Яковлев (“сын Якова”) образовано суффиксом -ев. Принадлежность …
  • ЯКОВЛЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Эта фамилия в первой десятке самых распространенных в России, за ней восьмое место. Возникла от православного имени Яков, что в …
  • ГРИГОРИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Григорий VII Гильдебранд (между 1015 и 1020—1085 гг.) — папа Римский с 1073 г. Фактически правил при папе Николае II …
  • ЯКОВЛЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Яков Аркадьевич (1896-1939). Большевик с 1913 г. Будучи наркомом сельского хозяйства, в 1929 г. проводил в жизнь насильственную коллективизацию и …
  • ЯКОВЛЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Иван Яковлевич (1848- 1930), чувашский просветитель, педагог-демократ, писатель. В 1868 организовал в Симбирске школу для чувашей, которая при поддержке И.Н. …
  • ЯКОВЛЕВ
    (наст. фам. Эпштейн) Яков Аркадьевич (1896-1938) российский политический деятель, академик ВАСХНИЛ (1935). С 1926 заместитель наркома РКИ. С 1929 нарком …
  • ГРИГОРИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020-85) римский папа с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-61. Деятель …
  • ЯКОВЛЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Алексей Семенович) - трагический актер, сын костромского купца. Род. в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное образование; на …
  • ГРИГОРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Богослов Haзиaнcкий, св. род. в 328 г. в Kaппaдоки, близ Назианза. Благочестию научен был своей матерью Нонною. Светским наукам учился …
  • ЯКОВЛЕВ
    ́ЯКОВЛЕВ (наст. фам. Эпштейн) Як. Арк. (1896-1938), полит. и гос. деятель, акад. ВАСХНИЛ (1935). С 1926 зам. наркома РКИ. С …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Юр. Вас. (р. 1928), актёр, нар. арт. СССР (1976). С 1952 в Т-ре им. Вахтангова. Актёр широкого диапазона, обладающий …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Сер. Вас. (р. 1914), …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ник. Феофанович (1892-1974), языковед, д-р филол. наук (1947). Один из основоположников моск. фонологич. школы. Осн. тр. в области общей …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ник. Ник. (1870-1966), геолог и палеонтолог, ч.-к. РАН (1921), АН СССР (1925). Тр. по стратиграфии пермских отложений Донбасса, Урала, …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ник. Капитонович (1869-1950), актёр, нар. арт. СССР (1944). С 1893 в Малом т-ре. Владел мастерством образной, богатой тончайшими нюансами …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ник. Дм. (1898-1972), маршал артиллерии (1944). В Вел. Отеч. войну нач. Гл. арт. управления Кр. Армии. С 1946 на …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Леон. Георг. (1858-1919), певец (баритон). Солист и режиссёр Мариинского т-ра (1887-1906), руководитель провинц. оперных трупп. Лучшая партия - Онегин …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Конд. Ник. (1864-1928), актёр, засл. арт. Республики (1921), Герой Труда (1923). Играл в разл. театрах страны, с 1906 в …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ив. Як. (1848-1930), педагог-просветитель, писатель. Организовал в 1868 в Симбирске учительскую школу для чувашей. Составил буквари, книги для чтения. …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ег. Вл. (р. 1930), журналист. С 1956 сотрудничал в центр. газетах. Организатор и гл. ред. (1967-68) ж. "Журналист". С …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Вл. Иг. (1934-98), живописец, график. Сформировался в кругу мастеров моск. "неофициального иск-ва". Простые мотивы его произведений (цветы, портреты, натюрморты, …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Викт. Леонт. (р. 1934), учёный в области горного дела, ч.-к. РАН (1991). Осн. тр. по открытой разработке м-ний полезных …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Вениамин Фёд. (р. 1932), юрист, д-р юрид. наук (1973). С 70-х гг. на науч. и преподават. работе. В 1989-90 …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Вас. Ник. (1893-1953), живописец, нар. худ. РСФСР (1943), д.ч. АХ СССР (1947). Тематич. картины, портреты, натюрморты ("Рыбы", 1933), рисунки …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Валер. Ник. (р. 1939), режиссёр, нар. арт. СССР (1991). С 1967 режиссёр, с 1979 гл. режиссёр Чуваш. драм. т-ра …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Бор. Ник. (1890-1972), живописец-пейзажист, нар. худ. РСФСР (1962), ч.-к. АХ СССР (1958). Чл. АХРР. Мастер индустриального пейзажа, отмеченного широтой …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал. Сем. (1773-1817), актёр. С 1794 в С.-Петерб. т-ре. Прославился в трагедиях В.А. Озерова, Ж. Расина, Я.Б. Княжнина. В …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал. Ив. (1878-1951), историк, ч.-к. АН СССР (1929). Тр. и публ. док-тов по соц.-экон., воен.-полит. истории России ("Холопство и …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал-др Сер. (1906-89), авиаконструктор, акад. АН СССР (1976), ген.-полк. авиации (1946), Герой Соц. Труда (1940, 1957). Под рук. Я. …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал-др Ник. (р. 1923), полит. деятель, акад. РАН (1990). В 1965-73 1-й зам. зав. отделом пропаганды ЦК КПСС. В …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал-др Евг. (1887-1938), живописец. Работал в С.-Петербурге, завоевал известность как мастер живописи и графики в духе неоклассицизма. С 1917 …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213 - ок. 270), отец Церкви, епископ г. Неокесарии; "апостол …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ТУРСКИЙ (Gregorius Turonensis), Георгий Флоренций (Georgins Florentius) (ок. 540 - ок. 594), епископ Тура (с 573) в Галлии, автор …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ СИНАИТ (60-е гг. 13 в. - 40-е гг. 14 в.), визант. мыслитель и церк. деятель, возродивший в кон. 13-14 …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359), визант. богослов и церк. деятель, систематизатор исихазма. В полемике с Варлаамом Калабрийским развил идеи о различии …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394), христ. церк. писатель, богослов и философ-платоник; епископ г. Ниса (М. Азия), младший брат …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ БОГОСЛОВ (Григорий Назианзин) (ок. 300 - ок. 390), христ. мыслитель, поэт, церк. деятель, один из трёх "вселенских" учителей Вост. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ХIII (1502-85), папа Римский с 1572. Один из вдохновителей Контрреформации. Стремился распространить католицизм в Рус. гос-ве. Провёл реформу календаря …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ IX (ок. 1145-1241), папа Римский с 1227. Боролся с имп. Фридрихом II, стремясь установить верховенство пап над светскими государями. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020-85), папа Римский с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-61. …

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам
слово Божие, и, взирая на кончину их жизни,
подражайте вере их (Послание Ап. Павла Евреям гл.13:7).

Предо мной пачка аккуратно сложенных ровных листков бумаги исписанных выразительным, крупным почерком — письма моего духовника о. Григория Яковлева. Минуло уже 10 лет с того тяжелого для его духовных чад и великого для него самого дня, когда он в жутких муках отошел в Иной мир.

Отчетливо помню следующий за тем день. Я, будучи еще мирянином, работал на Иркутском машиностроительном заводе в цехе сборки гидрооборудования. Приходит сообщение по пейджеру от моей супруги: «Минувшей ночью у себя на приходе в п. Тура зверски убит о. Григорий». Звоню в Туру, выясняю все обстоятельства. Первому сообщаю о. Дионисию Садовникову, теперь уже тоже покойному, призываю донести печальную весть всем знавшим погибшего и прошу молитв о его упокоении…

Молюсь и сам, сердце разрывается, мысли путаются, а в душе борются противоположные чувства. Боль от потери близкого, дорогого человека, духовного наставника, с которым связано мое обретение Православия, первые шаги в Церкви и ощущение сиротства давят невыносимым грузом, но вместе с тем несомненная вера в вечную жизнь, упование на Господа тихим лучом сквозь мрак скорби вносят свет надежды. Надежды на то, что Господь примет страдальца, простив ему все его вольные и невольные прегрешения, и нас не оставит, потому что все свершившееся произошло по великому Промыслу всемилосердного Создателя.

И только спустя месяц или полтора приходит успокоение. Надо жить дальше и стараться следовать всем тем наставлениям, которые оставил батюшка.

Именно в это спокойное от эмоций и тяжелых дум время мне приснился необычный сон. Во сне этом, как наяву, на мой то ли укор, то ли вопрос: — «Батюшка, как же Вы нас оставили»?! Отец Григорий и твердо, и ласково произносит: «Не бойся, я с тобой»! С этими словами я проснулся пораженный и удивленный. Знаю, что к снам нужно относиться осторожно, и сам не увлекаюсь и другим не советую, но этот сон храню как великий подарок от Господа.

Перечитываю письма, и в памяти как живой встает образ иеромонаха Григория (о.Геннадия до пострига). Живой, резкий, категоричный, весь дышащий каким-то религиозным порывом, требовательный и суровый. Тогда я, может быть в силу обстоятельств своего воспитания считал это терпимым, прощал ему от всей души и недоумевал о непослушных братьях. А сейчас мне видится, что с ним действительно было нелегко, и я теперь, отчасти, понимаю тех, кто уходил от о. Геннадия.

Но я видел его и другим, я видел его задумчивым и печальным, ранимым и кающимся, искренним и беззащитным.

Он делал для своих пасомых (а в братстве нашем было до 50 человек) все что мог — принимал, учил, наставлял в вере, кормил, одевал, снабжал книгами и деньгами. Он отдавал себя целиком (в отличие от других «пастырей, пасущих себя самих» Иез. 34:8), но и требовал взамен не только послушания, но и простого человеческого понимания, внимания и прощения. Как-то жаловался в письме на короткую память некоторых, вот мол даже телеграммы не пришлют. Много ли человеку надо — пару предложений по телеграфу… Отец Григорий писал: «Умом понимаю, что то, чего хочу, не полезно лично для меня:…благодарности и почитания тех, которым отдавал все, которых по милости Божией, привел ко спасению…Но и для тех, у кого короткая память, это неполезно… Я, как и все, наверное, ищу понимания, милосердия, а не оправдания в грехах».

Познакомились мы 7 февраля 1993 г. Мой однокурсник по историческому факультету ИГУ Андрей Павлов, на тот момент уже более полугода посещавший братство Свят. Иннокентия, которое организовал о. Геннадий, привел меня в храм. Долго я сопротивлялся его зазываниям, хотя и считал себя христианином, но тем не менее, Церкви не посещал. Наконец я согласился, и мы поехали в Знаменский монастырь г. Иркутска. Помню, как сейчас, то великое чувство трепета и радости наполнившее меня, впервые переступившего порог Знаменского храма. Ощущение возвращения в родной дом, после долгой разлуки. Как будто вдруг обрел то, что всю жизнь искал. Спустя 9 лет Господь сподобил меня в этом храме принять Таинство Священства и послужить здесь, у мощей Свят. Иннокентия, около двух лет.

Иерей Геннадий тогда был клириком Иркутской епархии и служил уже несколько лет в указанном храме. Жилищем ему была небольшая квартирка на первом этаже архиерейского дома напротив церкви.

Поначалу он показался мне неказистым. Худощавый, среднего роста, коротко подстриженный, с редкой и неуклюжей бородой, нос «картошкой», во взгляде и выражении лица что-то резкое и испытывающее, одет в простой подрясник, всегда препоясан монашеским поясом, хотя тогда монахом не был.

Остались на воскресную школу, первая личная беседа, в которой о. Геннадий сам бывший протестант и знаток Священного Писания почему-то стал убеждать меня в истинности православного священства, хотя я никогда протестантом не был и все мое доморощенное первоначальное недоверие к Церкви рассеялось без всяких убеждений ровно в тот благодатный момент как я зашел в Знаменский храм. Со временем я по иному увидел о. Геннадия.

Через неделю, 14 февраля, состоялась моя первая исповедь у о. Геннадия. Дело в том, что крещен я был еще в детстве, по настоянию своей бабушки по маме, но ни разу не исповедовался. Таинство проходило в Преображенском приделе, хотя в бытность мою уже священником Знаменского храма мы всегда исповедовали в Казанском, как и сейчас это делается.

Считаю большой милостью Божией, что на протяжении нескольких лет я имел такого духовника. У многих потом исповедовался, но так до сих пор не нашел подобного ему. К слову сказать, исповедь всегда остается насущным деланием для всякого христианина, тем более священника, ведь и священник не только руководящий к спасению, но и спасаемый. Для мирянина наличие духовного отца, а для сущего в сане духовного собрата, превосходящего тебя опытом, мудростью и ведением, у которого на исповеди ты можешь обнажить свои духовные раны и, обретя понимание и сочувствие, получить утешение и духовное лечение — есть большой дар Божий и вместе большая редкость.

К Таинству Покаяния о. Геннадий относился очень внимательно. Именно на исповеди завязались между нами какие-то незримые духовные отношения, сопровождавшие нас на протяжении последующих 7 лет. Батюшка приветствовал исповедь не поверхностную, не простое перечисление грехов «слухом, нюхом, духом» как он передразнивал некоторых. Исповедь состояла из подробного разбора, однако без задержки на самих грехах, шел поиск причины духовной болезни, обязательно давались советы из Священного Писания или Святых Отцов. Искренность, полная открытость на исповеди располагала его к взаимности. Помню, я как-то беззлобно и просто сказал, что соблазняюсь его вспыльчивостью и осуждаю его за порой грубое отношение к некоторым братьям, на что он искренно попросил прощения, снисхождения и молитв о нем… Будучи очень строг и непреклонен в обычной обстановке, о. Геннадий на исповеди проявлял ко мне необычайное сочувствие и не только журил и делал, что называется «внушение», но и помогал разобраться в себе и, что самое дорогое каким-то образом давал надежду. Исповедь у о. Геннадия для меня всегда была действительно «врачебницей» как сказано в священнической молитве пред ней. От аналоя с Крестом и Евангелием я отходил, как выходит металл из кузни, очищенный, обновленный.

Отец Геннадий от всех состоящих в братстве требовал исповедоваться только у него, объясняя это тем, что как лечиться нужно у одного врача, так и духовное окормление проходить у одного священника, который, зная твои слабости, обстоятельства, склонности и возможности, сможет полноценнее руководить тебя во спасение. Знаю, что он за это подвергался нареканиям от других священнослужителей, которые впрочем, критикуя его, сами не стремились обременять себя духовничеством.

Квартира о. Геннадия состояла из небольшого коридора, в конце которого располагалась кухня, и двух комнат, первая из которых служила вместе и столовой и классом для занятий. По воскресным дням после Литургии устраивалась общая трапеза, по окончании которой начиналась воскресная школа. Во время обеда назначался чтец, который при общем молчаливом стуке ложек читал житие подвижника, память которого выходила на этот день, слово Святого Отца или что-нибудь из учительных книг Ветхого Завета. Часто говорил сам о. Геннадий. Объяснял прочитанное на Литургии Евангелие или смысл Праздника. Батюшка был великолепным рассказчиком, он обладал хорошей памятью, был весьма начитан. Семинарии он не заканчивал (у него было университетское образование, исторический факультет), но видимо благодаря усердной самоподготовке имел обширные и глубокие знания по богословию. Его проповеди запоминались не только за свою содержательность и красоту, но и за искренность, непредвзятость и злободневность. И никак нельзя не упомянуть, что у него был приятный высокий голос и то, что он красиво и правильно пел.

Как я уже упоминал, он пришел в Православие из протестантизма, добрым наследством от которого являлось прекрасное знание им Библии. Для меня лично постоянное чтение Нового Завета было еще до прихода в братство и остается теперь самым назидательным и благодатным деланием. И в этом мы как-то духовно сошлись с о. Геннадием, в общих беседах на евангельские темы я проявлял достаточную осведомленность и от того чувствовал с его стороны уважение ко мне за любовь к Евангелию.

На занятиях в воскресной школе, которую организовал и вел несколько лет этот самоотверженный священник, мы изучали историю Церкви, Священное Писание, постигали азы церковнославянской грамоты, разбирали последование церковных служб.

Средний возраст состоящих в братстве колебался от 15 до 30 лет. Были дети 8-11 лет и верующие среднего и даже преклонного возраста.

Были и сестры, но юношей было больше. Для о. Геннадия стояла задача не только приобщить молодое поколение к Церкви, но и для Церкви воспитать священнослужителей. Как-то раз в общей беседе, обращаясь к сидящим братьям, он категорично заявил, что все мы должны стать священниками. Признаюсь для меня, тогда семнадцатилетнего первокурсника университета, только-только вошедшего в лоно Русской Православной Церкви, и ничего еще не соображающего ни в духовной, ни в богослужебной жизни, такой призыв был непонятен, и я даже внутренне воспротивился ему. Но уже менее чем через полгода, после моей первой поездки в г.Енисейск и знакомства с протоиереем Геннадием Фастом моя судьба была предрешена. В душе созрело и укрепилось твердое личное желание служить Господу, если на то будет Его воля.

Для о. Геннадия приверженность к Церкви его пасомых, и особенно готовность и согласие их на священническое служении было великой отрадой и славой. Батюшка писал: «Мой личный синодик для ежедневного поминовения насчитывает уже сотни — только самых близких духовных чад, около двух десятков из них уже в священном сане, еще с десяток учатся в семинариях, да и остальные, практически все остались в церкви и хоть с разным усердием, но посещают Богослужения — это ли для меня не награда в вечности?»

Следует заметить, что мне не легко давалась жизнь в братстве. Быть под началом о. Геннадия значило во многом отказаться от своих желаний и привычек, и не только греховных. Сам я, как и многие из братьев и сестер пришел из мирской жизни, из нецерковной семьи и новые правила и распорядок часто не состыковывались с прежними. Например, появилось строгое указание посещать богослужения не только по воскресеньям утром (Литургия), но и в субботу вечером (Всенощная), а также по великим праздникам среди недели. В воскресенье после службы нельзя было уходить домой, нужно было оставаться на обед и воскресную школу, а это до 2-3 часов дня. Следил о. Геннадий и за тем, чтобы его подопечные регулярно исповедовались. На службу нужно было приходить вовремя, опоздания порицались. Уходить со службы без особой нужды возбранялось. На то или иное дело необходимо было получить благословение. Собрался прочитать книгу — благословись, куда-то поехать — благословись, что-то предпринять — возьми благословение. В связи с этим большое огорчение вышло у меня, когда я по традиции собрался летом ехать в деревню к бабушке, на что духовник не дал мне благословения, потому что предполагалась поездка в Енисейск. Смириться было не просто, зато духовная польза от паломничества «питает» меня по сей день.

К внешнему виду предъявлялись следующие требования: юноши и мужчины обязаны были приходить в храм в «классической» одежде — брюки, туфли, рубашка с длинным рукавом, пиджак или не цветастая кофта. Батюшка терпеть не мог заявлявшихся в спортивной форме и кроссовках. Ворот рубахи должен был быть закрыт на последнюю пуговицу, брюки препоясаны ремнем. Волосы аккуратно подстрижены, а бороду о. Геннадий требовал не брить. Вот это последнее правило особенно возмущало многих и было предметом частых протестов со стороны братьев. На что о. Геннадий реагировал весьма сурово. За несоблюдение правил можно было получить хорошую взбучку, вплоть до «изгнания» из братства.

С сестрами проще — им предписывалось не стричь волос, носить платок и длинную юбку, никакой косметики и украшений. Однажды о. Геннадий сделал при мне выговор одной сестре в таком тоне: — Ты что кольцо-то напялила? Снимай! Вот выйдешь замуж, тогда, пожалуйста!

Свои требования батюшка обосновывал цитатами из Священного Писания и традицией Православия. Сами по себе эти запросы, по мере воцерковления становятся понятны и естественны, но то, как о. Геннадий проводил их в жизнь, может быть, не всегда было правильно. Я бы сказал, что ему не хватало гибкости, чтобы с каждым конкретным человеком работать тактично и терпеливо. Будучи натурой порывистой, категоричной, батюшка не всегда, как мне кажется, чувствовал ситуацию и часто налагал на несозревших «неудобоносимые бремена». Я, благодаря, просто природным задаткам и хорошему воспитанию имел готовность к этому жесткому отношению, умел как-то подстроиться к его требованиям, поэтому мне удавалось избежать сильных выговоров и наказаний, хотя и доставалось пару раз. А вот некоторым братьям, менее сообразительным и аккуратным, да еще непослушным и упрямым попадало постоянно. Думаю, это не могло не вводить их в уныние и в конечном итоге отталкивало от духовного отца. Впрочем, существовал простой и надежный способ наладить отношения — это слово «простите!»

Самому о. Геннадию извинением служило его искреннее желание добра своим духовным чадам, переживание за их совершенствование во Христе, забота от всего сердца о том, чтобы они не погибли в стихиях суетного и безбожного мира.

К тому же нужно заметить, что батюшка сильно болел. У него была очень редкая болезнь почек и, как следствие, гипертония и камни. Помню, после службы ему приходилось в буквальном смысле выжимать рубаху, а на подряснике со стороны спины белыми волнами оставались солевые разводы. Это не могло не сказываться на его эмоциональном состоянии.

Этот контроль, эти требования для меня лично, воспитанного практически одной матерью принесли благие плоды. Строгих, но справедливых родителей сначала больше боятся, а со временем все больше любят и проникаются к ним безграничным уважением и благодарностью. Ушинский говорил примерно следующее: «Воспитание, желая счастья человеку, должно готовить его не к счастью, а к труду жизни». Отец Геннадий прекрасно знал натуру человека, удобосклонную к лени и расхолаженности без дисциплины и надзора. Знал он и жизнь, которая «ломает» неподготовленных, поэтому стремился закалить характеры своих послушников.

Для о.Геннадия все мы были его детьми. Неверующая мама одного брата пришла к нему выразить свое недовольство его требованиями и вообще тем, что ее сын «пропадает» на воскресной школе. Я присутствовал при разговоре. Свои выпады женщина закончила каверзным вопросом: — А у Вас самого-то дети есть?!

На что батюшка искренно и уверенно отвечал, подразумевая всех своих духовных чад: — Они в с е — м о и д е т и!

Действительно семьи у о.Геннадия не было. Он вообще возвышал всегда безбрачный образ жизни, сам мечтая о монашестве. Для него девизом являлось утверждение апостола Павла «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор. 7:32-33).

Брак для него был чем-то низшим по сравнению с безбрачием, посему своих духовных сыновей он призывал хорошенько подумать, прежде чем решиться выбрать путь. У него в свое время не сложилась семейная жизнь, придя в Церковь, он всего себя отдал служению и пастырству. Однако, будучи одиноким, он не был одиночкой. Коммуникабельный и открытый он видел истинное бытие Церкви в полноценной общинной жизни, во взаимном общении, помощи, а дело пастыря в собирании и духовном окормлении всех членов общины. Свобода от житейских попечений позволяла ему расходовать все свои силы и средства на эти замыслы.

В братстве была добрая традиция совершать паломнические поездки в г. Енисейск, бывший для о. Геннадия некоей духовной родиной. Там он еще до принятия сана подвизался несколько лет псаломщиком, там нес свое церковное служение его собрат и духовник протоиерей Геннадий Фаст.

Летом 1993 г. состоялась уже вторая поездка, в 94 — ом третья. Для меня это были два незабываемых путешествия в составе братства во главе со священником в далекий сибирский город.

В 93-м мы добирались до Енисейска на поездах, а в 94-м летали на военном самолете. По этому поводу существует статья в газете «Красная звезда», автор которой летчик того самого самолета пишет о чуде, произошедшем во время нашего полета. Оказывается, (мы, конечно, не знали реального положения), что во время полета машина сильно обледенела и была опасность погибнуть. Тогда мы по настоянию о. Геннадия стали дружно молиться и все по милости Божией обошлось.

В Енисейске нас сердечно принимал и размещал у себя на приходе настоятель о.Геннадий Фаст. Жили в небольшой гостинице при его двухпридельном храме. Заезжали мы накануне престольного праздника Св. Первоверховных Апп. Петра и Павла и в течение месяца подвизались на разных послушаниях, участвовали в богослужениях, слушали толкования о.Фаста, известного богослова и библеиста, ходили отдыхать и купаться на Енисей.

Именно здесь в тесном общении братьев, под неусыпным оком о. Геннадия зарождалась настоящая дружба. Благодаря этим поездкам я открыл для себя мир богослужения, научился молиться по правилу, читать по-церковнославянски, приобрел навыки в обычных бытовых делах. По настоянию о. Геннадия мы сами готовили пищу, мыли полы в гостинице, ходили за продуктами, стирали, гладили свое белье. В совместном житии мы учились взаимопомощи и терпению, прощению ошибок и огрехов друг друга. Любимой фразой о. Геннадия были слова Св. Ап. Павла из послания к Римлянам (12:10): «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте».

Уже значительно позже, из Туры он писал: «Для меня отрадно, что вы, мои чада, общаетесь между собой и не просто по-мирски. А по-церковному, евхаристически, как члены одного Тела — Церкви, чада одного Отца — Бога. А мне отрадно сознавать, что Господь сподобил меня соединить вас некогда, сделать близкими друг другу. И чем ближе вы друг другу, тем больше для меня надежды на спасение».

Колоссальное впечатление произвел на меня протоиерей Геннадий Фаст.

В качестве послушания мне выпадало трудиться в Воскресенском храме и в мужском монастыре, насельником которого потом стал о. Геннадий. Огромное духовное влияние этих паломничеств благотворно сказывалось потом во многие моменты моей гражданской и церковной жизни.

К сожалению, братство просуществовало недолго. В августе 1994 г. после возвращения из Енисейска тот духовный надлом, который образовался в отношениях старших братьев с о. Геннадием дал о себе знать. Группа ребят пожаловалась Владыке на своего духовника, в результате о. Геннадий был временно запрещен в священнослужении. Соответственно воскресная школа прекратила свое существование. Вернее кто-то еще пытался собирать молодежь, проводить какие-то беседы, но эти меры не могли реанимировать общину, потому что она вся в своем бытии опиралась на авторитет, знания, энергию и волю о. Геннадия Яковлева.

Наступило очень тяжелое время для него. 31 августа он был у меня в гостях по случаю моего дня рождения, которое по его благословению я перенес с постного 17 числа. Батюшка очень переживал, сокрушался, что оказался предан самыми близкими и любимыми чадами. В его голосе чувствовалось и покаяние в своих ошибках и обычная человеческая обида. Он ощущал себя непонятым и непрощенным. Сложившуюся ситуацию он расценил как повеление свыше изменить свою жизнь и обратиться к монашеству, к которому всегда стремился.

В скорости о. Геннадий покидает Иркутск и отправляется в Енисейский мужской монастырь. В марте 1995 г. батюшка принимает монашеский постриг, в котором получает новое имя Григорий. Следующие три года проходят в труде и молитве, послушании и унижении.

В этот период мы мало общались, он один раз (в 1998) приезжал в Иркутск на обследование и лечение. Во время той побывки он был у меня в гостях. Тогда я познакомил его с моей невестой (теперь матушкой Натальей) и он благословил нас на брак венчальными иконами, они до сих пор бережно хранимы нами вот уже 12 лет.

Отец Григорий говорил, что жизнь в монастыре тяжела для него, ведь он все прежнее время был во главе, управлял, лидировал, а в основе монашеской жизни послушание. Он привык быть среди людей, общаться, а теперь отрезан от всех и внешне и внутренне, ведь сам образ жизни в обители не только предполагает, но и располагает к уединению. При этом он, конечно, не перестает молиться за своих духовных сыновей и дочерей и даже из раза в раз проникается к ним еще большей любовью. «Многое изменилось в отношении к людям… те, кого раньше любил, стали еще ближе и дороже вне зависимости от их отношения ко мне, даже те, кто с клятвою отреклись от меня и желали бы моего исчезновения…»,- писал отец Григорий.

Были и другие обстоятельства, которые сильно мучили о.Григория. Обострились болезни и, вдобавок, не сложились отношения с игуменом монастыря.

В 1998 он уходит из монастыря. Владыка Антоний направляет его в Туру, поселок в Эвенкии за 1000 км. на север от Красноярска, куда можно добраться только самолетом. Так иеромонах Григорий все ближе и ближе подходит к свой «Голгофе».

Вот его слова из письма: «Мне сейчас очень трудно. Так трудно, как не было, кажется, тогда 3,5 года назад. Умом понимаю, что Господь ведет меня все дальше, более узким и тернистым путем, но сил мало, веры не хватает (не веры в Бога, а веры Богу)…У меня такое ощущение будто я вышел на полустанке из поезда без вещей и остался на перроне, а поезд ушел: я пребываю в полной неизвестности — и о своей дальнейшей судьбе и о судьбе тех, кто так дорог моему сердцу…».

Однако батюшка не опустил руки. Найдя на новом месте служения «непаханую целину», он взялся за труд — посетил все организации, школы, больницу, выступал по телевидению, в газете, ежедневно проводил занятия, спевки, говорил проповеди, ходил в гости. Добрые плоды его кипучей деятельности превзошли все ожидания. Приход увеличился втрое, осознанно приняла святое Крещение семья одного местного начальника, также присоединилась к Православию семья бывших баптистов, которая сразу же стала опорой прихода. Администрация задумала построить новый просторный храм.

Большим утешением для него стало командирование в Туру иеромонаха Тимофея, его духовного сына, с которым они вместе подвизались в Енисейском монастыре.

В 1999 г. о. Григорий приезжал в Иркутск. Я тогда уже жил отдельно, с своей семьей — с женой и совсем крохотной дочкой Ксений, ее еще успел подержал на руках мой незабвенный батюшка, другие мои ребятишки родились уже после его смерти. Духовник освятил нам новую однокомнатную квартиру. Это была наша последняя встреча здесь на земле, на встречу в Вечности уповаю по милости Господа и по молитвам духовного отца.

В марте 2000 г. иеромонах Григорий окончил свой земной путь. Труден и необычен был его земной подвиг. На крутом и каменистом подъеме, он не раз падал и разбивал себе колени и руки, но вновь вставал и продолжал свой восход к Богу в самозабвенном попечении, заботе и молитве за тех, кого приютил, возлюбил, взлелеял, ради кого жил и страдал.

Вечная тебе память и упокоение в небесных обителях, отче Григорие!

Священник Алексий Яковлев. Иркутск. Март 2010 г.

Яковлев Григорий Яковлев (Григорий, 1703 - 1756) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыне. В Выгорецком монастыре Яковлев проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком монастыре, Яковлев перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Яковлев имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Яковлева к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., Яковлев отправился в Санкт-Петербург. Принятый "благосердно" Святейшим Синодом, Яковлев представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также Святейшему Синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не в "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Яковлев. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Яковлева в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Яковлев значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинениях ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Яковлева - материал великой цены. Профессор Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Яковлева издано по рукописи, находившейся в библиотеке черниговской духовной семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Яковлевым карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII столетия. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Яковлева. См. Н. Субботин "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (Москва, 1888; здесь же и биографические сведения об Яковлеве).

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Яковлев Григорий" в других словарях:

    Автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины"; родился в 1703 г. в Великом Новгороде и происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в Даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни.… …

    - (1703 1756) автор сочинения Извещение праведное о расколе беспоповщины. Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. В Выгорецком монастыре Я. проходил… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Яковлев Григорий - (1704 1756) – духовный писатель, автор сочинения: Извещение праведное о расколе беспоповщины, имеющего громадное значение для истории раскола. Будучи с детства беспоповцем и проживая долгое время в беспоповщинских монастырях (20 лет в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлев. Григорий Кузьмич Яковлев … Википедия

    Генерал от артиллерии, член военного совета. Родился 18 го января 1801 г. Воспитывался сначала дома, потом в частном учебном заведении, по окончании которого решил посвятить себя военной службе и в конце 1817 г. поступил юнкером в 25 ю… … Большая биографическая энциклопедия

    Григорий Иванович Яковлев Дата рождения 4 июля 1834(1834 07 04) Дата смерти 1894 год(1894) Принадлежность … Википедия

    Генерал майор; р. 30 января 1801 г., † 22 февр. 1875 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Содержание 1 A 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

    1 й секретарь Ленинградского обкома КПСС в 1970 1983 Дата рождения: 7 февраля 1923 Место … Википедия

    Григорий Васильевич Романов 1 й секретарь Ленинградского обкома КПСС в 1970 1983 Дата рождения: 7 февраля 1923 Место … Википедия

Книги

  • Свой круг , Григорий Забельшанский, Екатерина Бобринская, Александр Кроник, Сергей Кусков. Коллекционер Александр Кроник начал собирать работы своих современников, будущих классиков нонконформизма Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Дмитрия Плавинского, Владимира Немухина и…

) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. В Выгорецком монастыре Я. проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком м-ре, Я. перешел в Сергиев скит , где прожил семь лет; за это время Я. имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы Иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Я. к соединению с православной церковью. По смерти отца, в г.,.Я. отправился в СПб. Принятый "благосердо" св. синодом, Я. представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также св. синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Я. Настоятелем Данилова м-ря архим. Гермоген был не более года: в 175 6 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим , монастыре. Сочинение Я. в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины , в лето -е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Я. значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинении ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Я. - материал великой цены. Проф. Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Я. издано по рукописи, находящейся в библиотеке черниговской дух. семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Я. карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII ст. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Я. См. Н. Субботин, "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (М., ; здесь же и биографические сведения об Я.)