Онлайн тесты гиа по истории. Пробный ГВЭ по истории (9 класс) ГВЭ по истории

Государственная итоговая аттестация для выпускников девятых классов в настоящее время является добровольной, всегда можно отказаться и сдавать привычные традиционные экзамены.

Чем же привлекательнее тогда форма ОГЭ (ГИА) для выпускников 9 класса 2019 года? Проведение непосредственно аттестации в данной новой форме позволяет получить независимую оценку подготовки школьников. Все задания ОГЭ (ГИА) представлены в виде специальной формы, включающей в себя вопросы с выбором ответа на них. Проводится прямая аналогия с ЕГЭ. При этом можно давать как краткие, так и развернутые ответы. Наш сайт сайт поможет вам отлично подготовиться и оценить реально свои шансы. Помимо этого, тесты ГИА и ОГЭ онлайн с проверкой ответов помогают вам определиться с дальнейшим выбором профильного класса старшей школы. Вы сами сможете легко оценить свои знания по выбранному предмету. Для этого наш проект предлагает вам различные тесты по ряду дисциплин. Наш сайт, посвященный подготовке к сдаче ГИА 2019 года 9 класс онлайн , в полной мере поможет вам подготовиться к первому серьезному и ответственному испытанию в жизни.

Все материалы нашего сайта представлены в простой, доступной для понимания форме. Будь вы круглый отличник в своем классе или обычный среднестатистический ученик - всё теперь в ваших руках. Не лишним вам будет посетить наши . Здесь вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. Будьте подготовленным к непростому испытанию ОГЭ, ГИА и результат превзойдет все ваши ожидания.

Получение школьного аттестата за 9 и 11 класс – цель большей части российских детей. Для девятиклассников это, как минимум, возможность завершить среднее образование, а как максимум – подать документы в старшую школу или поступить в специализированный колледж либо техникум. Для одиннадцатиклассников без аттестата немыслимо и получение высшего образования для дальнейшей трудовой деятельности. Однако прежде чем получить аттестат, школьникам нужно сдать выпускную аттестацию.

Большая часть российских школьников после 9 класса сдает экзамены в форме . Однако есть и такие ученики, которым предстоит сдавать ГВЭ – письменную или устную экзаменацию, билеты для которой составлены с учетом особых потребностей и для определенных категорий учеников, прежде всего – тех, у кого есть ограничения по здоровью. Давайте разберемся, какими особенностями характеризуется этот экзамен, а также узнаем о возможных новшествах 2018 года.

Особенности ГВЭ-2018 для девятиклассников

Каждый предмет, который может быть выбран для ГВЭ, сдается в письменной экзаменационной форме или устно. Подробнее о каждой дисциплине – в нашей статье.

Сдача русского языка обязательна для всех категорий школьников

ГВЭ по русскому языку

Этот предмет носит обязательный характер – сдают все ученики, чтобы продемонстрировать свои навыки в освоении лингвистических, лексических, грамматических, орфографических, синтаксических норм и правил пунктуации. Письменный ГВЭ по предмету «русский язык» должен проводиться так, чтобы учесть возможности экзаменуемых лиц, поэтому для ребят с ОВЗ разрабатываются различные типы заданий, маркируемых пометками:

  • «А» означает, что билет предназначен для учеников с нарушениями в функциях опорно-двигательной системы, позднооглохших и учеников со слабым слухом;
  • «С» – билет с такой пометкой предназначен для слепых учеников и ребят со слабым зрением, которые пользуются шрифтом Брайля;
  • «К» – характеризует билеты, предназначенные для глухих, ребят с задержками в развитии психики и высокой степенью речевых нарушений;
  • «Д» (диктант) – билеты предназначены для учеников с аутистическим расстройством.

Ученики из категорий «А», «С» и «К» могут выбрать изложение или работу-сочинение, причем последней категории для изложения нужно подготовить простой адаптированный текст. Дети из категорий «А» и «С» должны написать изложение длиной более 70 слов или работу-сочинение с 200 словами и более, из категории «К» – изложение от 40 слов или сочинение от 70 слов. Вся работа может принести ученику до 17 баллов, при этом отметку «5» получает тот, кто набрал от 15 до 17, «4» – от 11 до 14, «3» – от 5 до 10 баллов.

Устный ГВЭ по русскому языку учитывает особые потребности слепых, поздноослепших учеников или ребят с очень слабым зрением, которые не овладели шрифтом Брайля. Он также проводится для ребят с нарушениями функций опорно-двигательной системы, со слабым слухом и позднооглохших, глухих, учащихся с задержкой развития психики, тяжелыми нарушениями функции речи либо аутистическими расстройствами.

В билетах есть текстовая часть и 3 вопроса-задания, которые проверяют навыки понимания текста, способность его анализировать и умение выражать свои мысли. Задание 1 оценивается в 2 балла, 2 и 3 – по 6 баллов, отдельной оценке подвергается речевое оформление ответа (3 балла). Оценка от 0 до 17 баллов переводится в отметку по такому принципу: отличная отметка ставится ученикам, набравшим 15-17 баллов, хорошая – 11-14 баллов, удовлетворительная – 5-10 баллов. Ученики готовятся и отвечают на вопросы в течение 40 минут.

ГВЭ по математике

Сдается всеми учениками без исключения, так как входит в категорию обязательных ГВЭ. Билеты составлены так, чтобы проверить навыки и теоретические знания учащихся в алгебре, геометрии и реальной математике. Письменный ГВЭ может быть проведен в нескольких форматах, чтобы учесть возможности экзаменуемых лиц. Билеты имеют такие виды маркировок:

  • «А» – для учеников с особыми возможностями (или без ОВЗ), исключая экзаменуемых с задержкой в развитии психики;
  • «С» – для слепых и слабовидящих учеников, владеющих шрифтом Брайля;
  • «К» – для детей с задержками в развитии психики.

В каждом варианте содержится 12 заданий, из которых №1-10 – с коротким ответом, а №11-12 – задачи, на которые нужно дать развернутый ответ. Простая часть билета может принести ученику 10 баллов, а сложная – дать возможность заработать еще 4 балла. В целом билет оценивается в 14 баллов. Отличная отметка ставится ученикам, набравшим 10-14 баллов, хорошая – 7-9 баллов, удовлетворительная – 4-6 баллов. Писать работу можно в течение 235 минут.

Устный ГВЭ представлен билетами с 5 заданиями в каждом. В заданиях нужно показать знание теорем и умение их доказывать, понимание терминов и символов, а также готовность решать задачи со степенями, радикалами и уравнениями. Вся работа оценивается в 10 баллов (по 2 балла за вопрос). При этом отметку «5» получает тот, кто набрал 9-10 баллов, «4» – 7-8, «3» – 5-6. Готовиться можно на протяжении 60 минут. На устном и письменном экзамене разрешается использовать линейку и материалы справочного характера, выданные с билетом.

ГВЭ по физике


Физика – предмет по выбору, сдаваемый в письменной или устной форме

– это экзамен, в котором у девятиклассников будут проверять знание ими тем, посвященных механике, а также тепловым, квантовым и электромагнитным явлениям. Устная форма ГВЭ по физике предполагает два вопроса:

  • первый относится к теории физики (категориальный аппарат, физические величины, законы и явления). За первый вопрос можно получить до 6 баллов;
  • второй вопрос – это расчетное задание, оцениваемое в 4 балла.

Максимум баллов, которые можно набрать за билет – 10. Для получения отметки «5» нужно набрать 8-10 баллов, «4» – 5-7, «3» – 3-4 балла. Думать над ответами можно до 50 минут. На устном экзамене ученикам разрешено использовать простой калькулятор и справочные материалы, включающие расшифровку десятичных приставок, список констант, а также информацию о плотности, теплоемкости, температуре плавления и кипения отдельных веществ.

Письменный экзамен по физике – это 19 заданий, на 18 из которых нужно дать короткий ответ. Еще 1 задание предполагает развернутый ответ (качественная задача). Всего за письменную физику можно получить 25 баллов (13 заданий по физическим моделям, явлениям и законам дают 16 баллов, 5 заданий повышенного уровня и задача дают еще 9 баллов). Отметка «5» ставится за 20-25 баллов, «4» – за 14-19, «3» – за 7-13. Писать работу можно в течение 150 минут. Экзаменующимся разрешено использовать калькулятор и линейку.

ГВЭ по химии

– это экзамен, посвященный категориям науки, ее номенклатуре, законам, закономерностям, по которым изменяются свойства элементов, особенностям металлов и неметаллов, реакциям окислительно-восстановительного характера и обмена ионами. Письменный экзамен по химии состоит из 2-х частей:

  • часть 1 – 12 заданий, на которые нужно дать короткий ответ. Номера 1-10 – задания базовой сложности, а 11-12 – повышенной сложности.
  • часть 2 – 1 задание высокого уровня сложности, в котором ученикам нужно будет показать, свое знание способов, при помощи которых можно получать химические соединения, рассчитывать молярную масу, объем и массовую долю растворенных веществ, а также умение записывать реакции.

Всего за письменную сдачу химии можно получить 25 баллов. При этом отметка «5» ставится за 17-15 первичных баллов, «4» – за 14-11 баллов, «3» – за 10-7 баллов. Экзамен можно писать на протяжении 90 минут.

Устный ГВЭ по химии состоит из билетов с двумя вопросами:

  • теоретический – посвящен строению атома, периодической системе, химическим связям, классификациям веществ в неорганике, свойствам веществ, реакциям окислительно-восстановительного характера, диссоциации или обмена ионами (оценивается в 4 балла);
  • расчетное задание – ученику нужно вычислить массовую долю веществ в растворах, их количество, показатели объема и массы, а также найти продукты, возникающие в результате реакции (3 балла).

Оба вопроса могут принести школьнику 7 баллов. Для получения отметки «5» нужно набрать 6-7 баллов, «4» – 4-5, «3» – 2-3. Обдумывать ответы можно в течение 50 минут. В качестве дополнительных материалов на устной и письменной химии ученикам будут предложены таблица Менделеева и материалы с информацией о растворимости веществ (соли, кислоты, основания) в воде, а также данные о напряжении металлов. Кроме того, с собой можно принести калькулятор.

ГВЭ по информатике и ИКТ


Информатика – одна из самых полезных в повседневной жизни дисциплин

Данный экзамен посвящен понятию информации, ее обработке, записи, поиску и передаче, работе с компьютерной техникой, созданию и обработке информационных объектов, проектированию и созданию моделей, а также электронным таблицам. Письменный вариант экзамена по состоит из 13 заданий, которые распределяются на 3 части:

  • часть 1 – 6 заданий, в которых нужно выбрать 1 верный ответ из 4-х вариантов;
  • часть 2 – 6 заданий, в которых нужно дать ответ, записав на бланке цифру, букву или их последовательность;
  • часть 3 – 1 задание, которое предполагает демонстрацию практических навыков работы на компьютере. Ученики должны показать, умеют ли они применять правила алгоритмизации.

Максимум баллов за работу составляет 14 (9 из них можно получить за 9 простых заданий, а 5 – за 4 сложных задания). Для получения отметки «5» нужно набрать 12-14 баллов, «4» – 9-11, «3» – 5-8. Писать экзамен можно в течение 150 минут, причем 60 из них отводятся на работу с третьей частью билета.

Устный экзамен по информатике и ИКТ включает в себя два вопроса:

  • в первом ученику нужно показать свои теоретические знания, описав объект, его признаки, свойства и взаимосвязи;
  • второй представляет собой задание практического характера, в котором нужно описать алгоритм, необходимый для обработки конкретных данных.

В общей сложности вопросы могут принести школьнику до 6 баллов. Для получения отметки «5» нужно набрать 5-6 баллов, «4» – 4, «3» – 2-3. Для подготовки отводится 40 минут.

ГВЭ по истории

ГВЭ по проверит, насколько хорошо ученики ориентируются в истории своей страны. Вопросы охватывают период с XVII века и по наши дни, то есть всё, что было изучено с 7 по 9 классы. Письменная история – это 31 задание, разделенное на две части:

  • часть 1 – 30 заданий, в качестве ответа на которые нужно написать цифру, слово или их последовательность. Задания охватывают временные периоды с VIII по XVII век, с начала XVIII до начала XX века, события двух мировых войн, а также период с 1945 года по 2012 год. Нужно будет продемонстрировать знание исторических фигур и фактов, работать с картами, а также иллюстративным и схематическим материалом.
  • часть 2 – 1 задание, на которое нужно написать аргументированный ответ.

Верные ответы позволят школьнику набрать до 35 баллов (24 базовых задания оцениваются в 25 баллов, а 7 заданий с повышенной сложностью – в 10 баллов). Пятерку может получить тот, кто набрал 28-35 баллов, четверку – 20-27, тройку – 12-19. Время, отведенное на решение всех заданий, составляет 150 минут.

Устный экзамен – это билеты, в которых есть по два вопроса:

  • первый – в качестве ответа экзаменуемый должен дать системное описание исторического события, охарактеризовать процесс или явление;
  • второй – ученику придется описать место событий согласно историческому контексту, пояснить причины и следствия, сравнить события или явления.

В целом за устный экзамен можно заработать до 6 баллов (по 3 балла за вопрос). Ученик получает пять по школьной системе, если набирает 5-6 баллов, четыре – 3-4 балла, три – 2 балла. Ответы нужно продумать за 30-40 минут.

ГВЭ по биологии


ГВЭ по биологии проверит знания о живых существах и их взаимодействии

Это экзамен, проверяющий знание школьниками , признаков живых организмов, систем и эволюционных процессов, особенностей человека, взаимосвязей между организмами и окружающей средой. Письменный ГВЭ по биологии – это 28 заданий, которые распределены на 2 части:

  • часть 1 – 27 заданий, в 22-х из которых нужно выбрать один ответ, в пяти – написать свою версию ответа, в одном – установить соответствие, в одном – поставить процессы или явления в верном порядке, и еще в одном – заполнить пропущенные части текста;
  • часть 2 – 1 задание, на которое нужно ответить аргументировано.

За все задания можно получить до 35 баллов, 13 из которых даются за 6 сложных заданий, а 22 – за 22 простых задания. Ученик может получить оценку «5», если получил 27-35 баллов, «4» – за 18-26 баллов, «3» – за 9-17 баллов. Экзамен длится 180 минут.

Устная форма экзамена – это комплект билетов с двумя вопросами в каждом. Вопросы проверят знание биологических систем и уровней, на которых организована живая природа. Правильные ответы на оба вопроса могут принести 10 баллов (по 5 за каждый вопрос). Пятерку может получить тот, кто набрал 9-10 баллов, четверку – 7-8, тройку – 5-6. Ученики будут готовиться к ответу в течение 40 минут, используя биологические модели, образцы из гербариев и натуральные объекты, а также информацию, представленную на плакатах.

ГВЭ по обществознанию

Данный экзамен проверит знания девятиклассника о человеке и обществе, особенностях духовной, экономической, социальной, политической, правовой и социальной сфер жизни. На ГВЭ нужно будет показать практические навыки анализа, пояснить связи между социальными объектами, а также аргументировать суждения оценочного или прогнозного характера. Письменный представлен 26 заданиями:

  • часть 1 – 25 заданий, на которые ученик записывает короткий ответ, сделав выбор из предложенных вариантов или последовательно написав цифры;
  • часть 2 – 1 задание, предполагающее, что экзаменуемый напишет развернутый ответ.

Всего за письменный экзамен можно набрать до 28 баллов (9 – за 9 заданий базового характера, 2 – за 1 сложное задание). Экзаменующийся получает отличную оценку, если набирает 22-28 баллов, хорошую – 16-21, удовлетворительную – 9-15. Работать с билетом можно будет на протяжении 210 минут.

Устная форма сдачи обществознания предполагает два теоретических вопроса. Они могут касаться роли человека в обществе, личности и основных форм ее деятельности, морали, науки, образования, религии, экономических систем, социальной структуры общества, политики, власти и права, включая Конституцию РФ. За два верных ответа можно набрать 6 баллов (по 3 за каждый вопрос из билета). Ученик получает оценку «5», если сумеет набрать 5-6 баллов, «4» – за 3-4 балла, «3» – за 2 балла. Подготовиться к ответу нужно за 30-40 минут.

ГВЭ по географии


Данный ГВЭ потребует от вас знания географии мира и Российской Федерации

Данный ГВЭ посвящен источникам получения географической информации, природе планеты и человеку, как ее составной части, материкам, океанам, народам мира и государственным образованиям, геологической экологии и географии Российской Федерации. Письменный – это 22 задания:

  • 21 задание предполагает, что ученик сможет дать ответ в виде одного или нескольких слов, цифр или их последовательности;
  • 1 задание потребует от школьника развернутого ответа.

За билет можно набрать до 23 баллов (14 баллов за 14 простых заданий, 7 – за 7 заданий повышенной сложности, 2 – за сложное задание). За ГВЭ можно получить пятерку, набрав 20-23 балла, четверку – за 15-19 баллов, тройку – за 10-14 баллов. У экзаменующихся будет 150 минут, чтобы решить все задания.

Устный ГВЭ – это билеты с двумя теоретическими вопросами и одним заданием практического характера. Вопросы под номерами 1 и 2 касаются общих характеристик планеты Земля, природных особенностей РФ, структуры населения, отраслей народного хозяйства, проблем природопользования и экологии. Задание номер 3 – это задача практического характера, в которой нужно определять, сравнивать и анализировать некие статистические показатели.

За теоретическую часть билета можно получить до 12 баллов, за практическую – 2 балла. Пятерку получит тот, кто набрал 11-14 баллов, четверку – 6-10 баллов, тройку – 4-5 баллов. С билетом можно работать 40-50 минут. На ГВЭ по географии разрешено использовать простой калькулятор и атласы для 7-9 классов.

ГВЭ по литературе

Данный ГВЭ проверяет, насколько хорошо ученики усвоили теоретические понятия курса литературы, умеют ли они воспринимать и проводить анализ художественных текстов, взятых из русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII, XIX, XX веков или начала ХХI века. Письменный представлен двумя частями. В каждом задании нужно будет проанализировать проблему, представленную в художественном произведении, и раскрыть средства, при помощи которых автор донес свою идею.

  • Часть 1 представлена текстом эпического, драматического или лирического характера. Из двух альтернативных заданий можно будет выбрать одно на свой вкус.
  • Часть 2 – анализ басни или произведения в стихах.

Вся работа оценивается в 22 балла. Писать ответы можно будет в течение 180 минут. Экзаменующийся получает отличную оценку, если набирает 18-22 баллов, хорошую – за 12-17 баллов, удовлетворительную – за 5-11 баллов. Дополнительно можно будет использовать лирические сборники и книги с текстами произведений. В билеты 2018 года ФИПИ внесла изменения, изменив критерии оценивания и приблизив их к тем, что используются в ОГЭ, а максимум баллов в сравнении с прошлым годом поднят с 16 до 22.

Устная форма ГВЭ по литературе представлена двумя заданиями, предполагающими анализ произведений из нескольких литературных эпох. Максимальный балл за два вопроса равен 20 (по 10 за каждый). Отметка «5» ставится тем, кто заработал 17-20 баллов, «4» – 12-16, «3» – 5-11. Подготовка к ответу – 30 минут.

ГВЭ по иностранному языку

Экзаменация по проверит навыки чтения и понимания текстов, умение оперировать грамматическими единицами и писать личные письма. Письменный вариант ГВЭ содержит 25 заданий, разделенных на три раздела:

  • чтение – 9 заданий, в которых нужно определить соответствия и выбрать правильный ответ из предложенных вариантов;
  • грамматика и лексика – 15 заданий, в которых нужно заполнить пропуски в тексте;
  • письмо – 1 задание с ответом развернутого типа.

Знание иностранного языка пригодится всем категориям девятиклассников!

Работа оценивается в 40 баллов (18 можно получить за 12 простых задания, 22 – за 13 сложных). Ученик получает оценку «5», заработав 30-40 баллов, «4» – 19-29 баллов, «3» – 11-18 баллов. Готовиться к ответу можно в течение 150 минут.

Структура и содержание экзаменационных материалов

Комплект экзаменационных материалов по истории для ГВЭ-9 в устной форме состоит из 15 билетов. Каждый билет состоит из двух вопросов.

Первый вопрос предполагает систематизированное описание экзаменуемым значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом экзаменуемый должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.

Второй вопрос требует от экзаменуемого выполнения одного из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос.

Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Таким образом, билеты могут использоваться независимо от учебников, по которым велось преподавание.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 9 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

v знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

v понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

v умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия.

Устанавливается следующее общее соотношение вопросов в комплексе билетов: половина вопросов касается истории России XVII-XIX вв., половина - истории ХХ в. (изучаемой в 9 классе). Поскольку проверка по периодам до начала XX в. отсроченный характер, вопросы по ним формулируются укрупненно, касаются наиболее значительных событий.

Система оценивания ответов обучающихся

Оценивание ответов экзаменующихся осуществляется в соответствии с требованиями, представленными в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Критерии оценивания ответов на вопросы 1

Таблица 2

Критерии оценивания ответов на вопросы 2

Элементы и качество ответа

События, явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно-следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия (в общей сложности не менее 4 положений)

События, явления характеризуются неполно, изолированно от исторического контекста; недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно (в общей сложности 2-3 положения)

Изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указаны только одна общая черта или только единичное различие

При выведении итоговой отметки результат определяется по принципу среднего арифметического из результатов ответов на оба вопроса экзаменационного билета.

Продолжительность подготовки ответа на билет

Пробный ГВЭ по истории для 9 класса Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 2,5 часа (150 минут). Ответы к заданиям 1–30 запишите в поля ответов в работе, а затем перенесите в бланк ответов. Для этого в бланке ответов запишите номера всех заданий в два столбца следующим образом: 1) 16) 2) 17) 3) 18) … … 14) 29) 15) 30) Ответы к заданиям 1–30 запишите в бланк ответов справа от номеров соответствующих заданий. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. К заданию 31 следует дать развёрнутый ответ. В бланке ответов укажите номер задания и запишите его полное решение. Бланк ответов заполняется яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в работе и в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!

Ответом к заданиям 1–22 является одна цифра, которая Часть 1 соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания. 1. Какое из указанных событий произошло в XIII в.? 1) разорение Северо-Восточной Руси ханом Батыем 2) сожжение Москвы ханом Тохтамышем 3) поход князя Игоря на Царьград 4) Куликовская битва Ответ: 2. Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение 1) Александра Невского 2) Ивана Калиты 3) Дмитрия Донского 4) Василия III Ответ: 3. Что из перечисленного явилось следствием процесса укрепления и централизации Российского государства в конце XV – начале XVI в.? 1) появление постоянно действующих центральных органов управления 2) роспуск Боярской думы 3) прекращение деятельности Земских соборов 4) введение бессрочного сыска крестьян Ответ: 4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите век, когда князь, о котором идёт речь, правил в Киеве.

«Наверное, можно сказать, что по масштабу своей личности он уступал и своему отцу Владимиру Мономаху, и своему сыну Андрею Боголюбскому. Возможно, его биография менее интересна, более однообразна, скучна, однопланова: военные походы и подготовка к ним составляют её преимущественное содержание, и почти всё сводится к борьбе за Киев. Но масштаб личности не всегда напрямую определяет значимость той или иной фигуры, её место в истории». 1) IX в. 2) X в. 3) XI в. 4) XII в. Ответ: 5. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных? 1) издание «Чугунного устава» 2) создание Верховного тайного совета 3) открытие первой железной дороги в России 4) восстание Черниговского полка Ответ: 6. В царствование Александра I в состав Российского государства вошли 1) Хива и Бухара 2) Финляндия и Бессарабия 3) Эстляндия и Лифляндия 4) Правобережная Украина и Белоруссия Ответ: 7. Причина поражения выступления декабристов на Сенатской площади была связана с 1) серьёзными разногласиями в рядах Южного общества 2) отъездом руководителей тайных обществ за границу 3) несовпадением реального хода событий с планом восстания 4) отсутствием офицеров в рядах восставших

Ответ: 8. Прочтите отрывок из исторического документа и определите время его создания. «35) Взыскания, налагаемые за неисправную работу, за прогул и за нарушение порядка, в общей их сложности не должны превышать одной трети заработка, действительно причитающегося рабочему к установленному сроку расплаты. 39) Взыскания с рабочих обращаются на составление особого при каждой фабрике капитала, состоящего в заведывании фабричного управления. Капитал этот может быть употребляем с разрешения инспекции только на удовлетворение нужд самих рабочих согласно правилам, издаваемым министром финансов по соглашению с министром внутренних дел». 1) 1820-е гг. 2) 1840-е гг. 3) 1860-е гг. 4) 1880-е гг. Ответ: 9. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. на Балканах успешно действовали части русских войск под командованием 1) А.П. Ермолова 2) М.Д. Скобелева 3) В.А. Корнилова 4) И.Ф. Паскевича Ответ: 10. Какое из перечисленных литературных произведений посвящено описанию события, относящегося к XIV в.? 1) «Слово о полку Игореве» 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

3) «Сказание о Мамаевом побоище» 4) «Хождение за три моря» Ответ: 11. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных? 1) принятие Декрета о земле 2) подписание Брестского мира с Германией 3) образование СССР 4) принятие первой Конституции РСФСР Ответ: 12. В статье И.В. Сталина «Головокружение от успехов» высказывалось мнение, что 1) необходимо выполнить пятилетку в четыре года 2) нельзя проводить индустриализацию за счёт ресурсов села 3) необходимо ускорить темпы коллективизации 4) не следует насаждать колхозы силой Ответ: 13. Что из перечисленного было одним из следствий проведения индустриализации и коллективизации в СССР? 1) развитие многоукладной экономики 2) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта 3) увеличение численности мелких и средних предпринимателей 4) достижение социальной однородности сельского населения Ответ: 14. Одним из итогов проведения Восточно-Прусской наступательной операции Красной армии стало 1) занятие Красной армией Кёнигсберга 2) освобождение Праги 3) занятие Красной армией Мюнхена 4) образование плацдармов на Одере близ Берлина

Ответ: 15. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите время его создания. «Фашизм со своим средневековым варварством, раздавив своим кровавым сапогом государства Европы и ввергнув их народы в нищету и голод, теперь напал на Советский Союз. Теперь народ, провозгласивший мирную политику, вынужден вести войну… С полной верой в победу, в победу справедливости, объединимся под красной звездой и поддержим борьбу Советского Союза!» 1) осень 1939 г. 2) осень 1940 г. 3) весна 1941 г. 4) лето 1941 г. Ответ: 16. Начало экономических реформ А.Н. Косыгина относится к 1) 1950-м гг. 2) 1960-м гг. 3) 1970-м гг. 4) 1980-м гг. 17. Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС принял решение о 1) либерализации цен 2) приватизации государственной собственности 3) разработке нового союзного договора 4) курсе на ускорение научно-технического прогресса Ответ: 18. Прочтите отрывок из Указа и укажите руководителя страны, который подписал этот Указ. «В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР

постановляю: 1. Осуществить переход на применение свободных рыночных цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно- технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. 2. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам…» 1) Б.Н. Ельцин 2) М.С. Горбачёв 3) К.У. Черненко 4) Д.А. Медведев Ответ: 19. Должность народного комиссара по военным и морским делам в годы Гражданской войны занимал 1) И.В. Сталин 2) С.М. Будённый 3) Л.Д. Троцкий 4) Н.И. Бухарин Ответ:

20. Рассмотрите схему и выполните задание. На схеме обозначены действия восставших и район народного восстания под предводительством 1) Е.И. Пугачёва 2) С.Т. Разина 3) К.А. Булавина 4) И.И. Болотникова Ответ:

21. Признанными мастерами политических карикатур и плакатов были 1) И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский 2) И.А. Ильф, Е.П. Петров 3) М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов (Кукрыниксы) 4) И.О. Дунаевский, С.С. Прокофьев Ответ: 22. Рассмотрите изображение и выполните задание. В каком году был создан данный плакат? 1) в 1919 г. 2) в 1929 г. 3) в 1939 г. 4) в 1949 г. Ответ: Ответами к заданиям 23–30 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от

номера соответствующего задания. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). 23. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов. 1) вхождение Поволжья в состав России 2) присоединение Пскова к Москве 3) вхождение Западной Сибири в состав России 4) присоединение Твери к Москве Ответ: Установите соответствие между событиями и 24. руководителями страны, с деятельностью которых эти события непосредственно связаны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. СОБЫТИЯ А) создание Общественной палаты РФ Б) подписание Беловежского соглашения В) подписание Хельсинкских соглашений РУКОВОДИТЕЛИ СТРАНЫ 1) Н.С. Хрущёв 2) Л.И. Брежнев 3) Б.Н. Ельцин 4) В.В. Путин Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В 25. Что из перечисленного характеризует восстание под предводительством Е.И. Пугачёва? Найдите в приведённом ниже списке две характеристики и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) совместное выступление крестьян и работных людей 2) широкое участие в движении представителей дворянства

3) ограниченность территории восстания районами проживания казачества 4) многонациональный состав участников восстания 5) в результате было отменено крепостное право в России Ответ: 26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения. Распространение разных систем хозяйствования в и нечернозёмных губерниях после реформы 1861 г. (в % от чернозёмных числа губерний) Местность Преоблада ние отработочн ой системы ие Преобладан смешанной системы Преобладание капиталистиче ской системы губернии 38% 52% 12% 20% 50% 28% Чернозёмные Нечернозёмн ые губернии НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ А) Капиталистическая система ведения хозяйства преобладала в большинстве Б) В нечернозёмной полосе доля губерний с преобладанием смешанной системы хозяйствования составляла В) В чернозёмной полосе доля губерний с преобладанием отработочной системы ведения хозяйства составляла ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ 1) чернозёмных губерний 2) половину от общего количества 3) нечернозёмных губерний 4) пятую часть от общего количества 5) только десятую часть от общего количества

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В 27. Запишите название, о котором идёт речь. «Под этим названием вошла в историю делегация, направленная Петром I в Европу в целях создания союза европейских государств против Османской империи». Ответ: ___________________________. 28. Сравните черты развития культуры в период 1945–1953 гг. и в период 1953–1964 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия. 1) господство социалистического реализма в литературе и искусстве 2) присуждение Нобелевской премии гражданам СССР 3) запрет на публикацию некоторых литературных произведений, созданных в СССР 4) осуществление космических полётов Ответ: Черты сходства Черты различия 29. Запишите название страны, пропущенное в схеме. Первые крупные достижения в области использования атомной энергии в СССР

1949 г. атомная бомба 1954 г. атомная? атомный ледокол 1957 г. «Ленин» Ответ: ___________________________. 30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют общественное движение в Российской империи во второй половине XIX в. 1) террор; 2) хождение в народ; 3) разночинцы; 4) марксисты; 5) «левые коммунисты». Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда. Ответ: ___________________________. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Для ответа на задание 31 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Часть 2 сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответ записывайте Запишите чётко и разборчиво. 31. Оглашение завещания огорчило двух братьев. Как ни велико отцовское наследство, и земли богатые, и работников на них хватает, и жить с земель этих можно всем в достатке, но не позволяет закон дробить их, всё отходит к брату старшему. Придётся остальным братьям из гнезда родного в город подаваться, «искать чинов». 1. Назовите монарха, в период правления которого было введено указанное ограничение в праве наследования. 2. Почему закон устанавливал право наследования только за одним сыном? 3. Как назывался документ, согласно которому была установлена эта норма?

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Часть 1 За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 24 и 26, выставляется 1 балл. Задания 1–30 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно­два слова, цифра или последовательность цифр. За верный ответ на каждое из заданий 24 и 26 выставляется 2 балла, если верно указаны три элемента ответа; 1 балл, если верно указаны два элемента. 1. 1 2. 3 3. 1 4. 4 5. 3 6. 2 7. 3 8. 4 9. 2 10.3 11.3 12.4 13.4 14.1 15.4 16.2 17.4 18.1 19.3 20.4 21.3 22.2 23. 4213 24. 432 25.14 26.342 27. Великое Посольство 28.1324 29. станция, электростанция 30. 5 Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом Часть 2

31. Оглашение завещания огорчило двух братьев. Как ни велико отцовское наследство, и земли богатые, и работников на них хватает, и жить с земель этих можно всем в достатке, но не позволяет закон дробить их, всё отходит к брату старшему. Придётся остальным братьям из гнезда родного в город подаваться, «искать чинов». 1. Назовите монарха, в период правления которого было введено указанное ограничение в праве наследования. 2. Почему закон устанавливал право наследования только за одним сыном? 3. Как назывался документ, согласно которому была установлена эта норма? Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) монарх – Пётр I; 2) причина, например: – предотвратить разорение и обнищание дворянства из-за дробления имений; – укрепить положение дворянства как опоры власти; – побудить дворян проявлять интерес к службе (Может быть названа другая верная причина.) 3) документ – указ о единонаследии Баллы Правильно указаны три элемента ответа 3 Правильно указаны два любых элемента ответа 2 Правильно указан один любой элемент ответа 1 Ответ неправильный 0

Пробный ГВЭ по истории

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

31 задание. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2

содержит 1 задание с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 2,5 часа

(150 минут).

Ответы к заданиям 1–30 запишите в поля ответов в работе, а затем

перенесите в бланк ответов. Для этого в бланке ответов запишите номера

всех заданий в два столбца следующим образом:

1) 16)

2) 17)

3) 18)

14) 29)

15) 30)

Ответы к заданиям 1–30 запишите в бланк ответов справа от номеров

соответствующих заданий. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданию 31 следует дать развёрнутый ответ. В бланке ответов

укажите номер задания и запишите его полное решение.

Бланк ответов заполняется яркими чёрными чернилами. Допускается

использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в работе и в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданиям 1–22 является одна цифра, которая

соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания.

1. К какому веку относится правление московского князя Василия III?

1) XIV в.

2) XV в.

3) XVI в.

4) XVII в.

Ответ:

2. Что из перечисленного было осуществлено Избранной радой?

1) введение патриаршества в России

2) принятие Соборного уложения

3) создание коллегий

4) ограничение местничества на период военных действий

Ответ:

3. Что из перечисленного было одной из причин объединения русских земель вокруг Москвы в XIV–XV вв.?

1) отсутствие альтернативных центров объединения

2) отсутствие разрушений в Москве во время Батыева нашествия

3) политика московских князей

4) образование Великого княжества Литовского

Ответ:

4. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите год, когда

произошли описанные события.

«Благочестивый же царь и великий князь Иван Васильевич всей Руси

самодержец вышел из нового города Свияжска и пошёл к Казани со всем

своим воинством. И начал он переправляться через великую реку Волгу,

расположился на Царёвом луге и приказал выгружать из судов наряд и строить мосты, и плести туры. В то же время приехал на службу к государю из Казани Комай-мурза и с ним семь человек. Государь же приказал катить к городу туры и орудия…

Из орудий же из всех из пушек и из огнестрельных пищалей –

беспрестанно день и ночь били по городу, так что были слышны этот

сильный грохот и сотрясение за многие версты от города.3

Город же взял благочестивый царь и государь в год <…> месяца октября

во второй день – день памяти священномучеников Киприана и Устинии,

в воскресенье, в пятом часу дня».

1) 1478 г.

2) 1514 г.

3) 1552 г.

4) 1583 г.

Ответ:

5. Жалованная грамота дворянству была дарована в

1) в первой четверти XVIII в.

2) во второй четверти XVIII в.

3) в третьей четверти XVIII в.

4) в четвёртой четверти XVIII в.

Ответ:

6. Во время забастовки в 1905 г. в Иваново-Вознесенске рабочими был(-о)

образован(-о)

1) Собрание русских фабрично-заводских рабочих

2) Совет рабочих уполномоченных

3) Комитет рабочей партии

4) профсоюз текстильных рабочих

Ответ:

7. Что из перечисленного стало непосредственным результатом проведённого русской армией Тарутинского марш-манёвра в 1812 г.?

1) обеспечение условий для увеличения численности армии

2) разгром основных сил армии Наполеона

3) организация осады Смоленска русской армией

4) срыв плана Наполеона отступить по Смоленской дороге

Ответ:

8. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите монарха, которому он был адресован.

«Боже сохрани, чтоб не сделалось вместо одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий; и так мы, шляхетство, совсем пропадём и принуждены будем горше прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать, да ещё и сыскать будет трудно, понеже ныне между главными (т.е. "верховниками"), как бы согласно ни было, однако ж впредь, конечно, у них без раздоров не будет; и так один будет милостив, а другие, на того злобствуя, вредить и губить станут…»

1) Анна Иоанновна

2) Елизавета Петровна

3) Пётр III

4) Павел I

Ответ:

9. Выдающимся русским флотоводцем во второй половине XVIII в. был

1) В.А. Корнилов

2) М.П. Лазарев

3) П.С. Нахимов

4) Ф.Ф. Ушаков

Ответ:

10. Какой из перечисленных памятников архитектуры был построен в XVI в.?

1) дом Пашкова в Москве

2) церковь Покрова в Филях

3) церковь Вознесения в Коломенском

4) Большой Кремлёвский дворец

Ответ:

11. В каком году в СССР началась сплошная коллективизация сельского

хозяйства?

1) 1918 г.

2) 1921 г.

3) 1930 г.

4) 1929 г.

Ответ:

12. Одним из важнейших изменений, произошедших в Русской Православной Церкви в 1917 г., стало

1) восстановление патриаршества

2) закрытие всех монастырей

3) восстановление роли Святейшего Синода как государственного

учреждения

4) создание особого министерства, управлявшего делами церкви в стране

Ответ:

13 . Что из перечисленного стало одним из следствий проведения нэпа?

1) ликвидация большевистской монополии на власть

2) достижение Советским Союзом довоенных показателей Российской

империи в области промышленного производства

3) ликвидация государственной монополии внешней торговли

4) установление экономической блокады России капиталистическими

Странами

Ответ:

14. Когда был освобождён от фашистов Киев?

Ответ:

15. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, в каком году происходили описанные события.

«Не пересказать всех подвигов бойцов, командиров и политработников

316-й стрелковой – ныне 8-й Гвардейской дивизии. Немецкое командование давно уже заменило одну танковую дивизию, истрёпанную на этих рубежах, другой, подтянуло из глубины ряд других дивизий. А славная дивизия Панфилова по-прежнему зорко и грозно обороняет дальние подступы к городу. И в эти дни – вчера, позавчера, сегодня – гвардейцы изматывают и разят врага».

1) 1941 г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1944 г.

Ответ:

16. Какое из перечисленных событий произошло в 1988 г.?

1) принятие XIX конференцией КПСС резолюции «О демократизации

советского общества и реформе политической системы»

2) создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

3) подписание Беловежского соглашения о создании СНГ

4) принятие XXII съездом КПСС Программы построения коммунизма в СССР

Ответ:

17. Что из перечисленного было новым для общественно-политической жизни России в 1990-х гг.?

1) провозглашение курса на обновление социализма

2) созыв Съездов народных депутатов

3) выборы Президента РФ

4) установление однопартийной системы

Ответ:

18. Прочтите отрывок из труда экономиста и укажите период, к которому

относятся описанные явления.

«Однако в последние 12–15 лет в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста

национального дохода. Если в восьмой пятилетке среднегодовой прирост его составлял 7,5% и в девятой – 5,8%, то в десятой он снизился до 3,8%,

а в первые годы одиннадцатой составил около 2,5% (при росте населения

страны в среднем на 0,8% в год). Это не обеспечивает ни требуемых темпов роста жизненного уровня народа, ни интенсивного технического

перевооружения производства».

1) последние годы руководства СССР И.В. Сталина

2) «оттепель»

3) «застой»

4) «перестройка»

Ответ:

19. В работе научной станции «Северный полюс-1» участвовал

1) В.П. Чкалов

2) И.В. Курчатов

3) С.П. Королёв

4) И.Д. Папанин

Ответ:

20. Рассмотрите схему и выполните задание.

Кто из перечисленных военачальников являлся главнокомандующим белыми войсками, против которых были осуществлены действия Красной армии, обозначенные на схеме стрелками?

1) А.И. Деникин

2) Н.Н. Юденич

3) А.В. Колчак

4) П.Н. Врангель

Ответ:

21. Героям обороны Ленинграда посвящен памятник

1) «Разорванное кольцо»

2) «Родина-мать зовёт!»

3) «Героям-панфиловцам» у разъезда Дубосеково

4) «Воин-освободитель» в Трептов-парке

Ответ:

22. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите десятилетие, когда произошло событие, которому посвящена данная марка.

1) 1960-е гг.

2) 1970-е гг.

3) 1980-е гг.

4) 1990-е гг.

Ответ:

Ответами к заданиям 23–30 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

23. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) создание группы «Освобождение труда»

2) принятие Программы и Устава РСДРП

3) образование партий кадетов и октябристов

4) создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

Ответ:

24. Установите соответствие между событиями внешней политики и годами, в которые они произошли: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) исключение СССР из Лиги Наций 1)1918 г.

Б) подписание Брестского мира с Германией 2) 1922 г.

В) создание СЭВ 3) 1939 г.

4) 1949 г.

Ответ:

25. Кто из перечисленных военачальников командовал фронтами в Берлинской наступательной операции? Найдите в приведённом списке двух военачальников и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К.К. Рокоссовский

2) А.М. Василевский

3) И.Д. Черняховский

4) И.С. Конев

5) Н.Ф. Ватутин

Ответ:

26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения.

Темпы роста производительности труда в промышленности СССР

и РСФСР (выработка продукции на одного работающего; 1940 = 100).

НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ

СУЖДЕНИЙ

А) Темпы роста производительности труда 1) 1965–1970 гг.

в СССР были наибольшими в пятилетку 2) 1970–1975 гг.

Б) Темпы роста производительности труда 3) 1975–1980 гг.

в СССР были наименьшими в пятилетку 4) всегда был выше

В) Рост производительности труда в РСФСР, соответствующего

в период 1965–1980 гг. показателя в СССР

5) не всегда был выше

соответствующего

показателя в СССР

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

27. Запишите пропущенную аббревиатуру.

«В 1920 г. был разработан план _________ – первый единый

государственный перспективный план развития народного хозяйства

Советского государства на основе электрификации страны».

28. Сравните черты социального-политического развития СССР во второй

половине 1940-х гг. и в 1970-х гг. Выберите и запишите в первую колонку

таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) выдача паспортов колхозникам

2) отсутствие предпринимателей в составе населения страны

3) существование системы ГУЛаг

4) существование особого слоя – высшей партийной номенклатуры

Ответ:

29. Запишите название страны, пропущенное в схеме.

Страны, в которые

были введены

советские войска

Ответ: ___________________________.

30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,

непосредственно связаны с освоением Сибири в XVII в.

1) ясак ; 2) баскак ; 3) казак ; 4) острог ; 5) землепроходцы .

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: ___________________________.

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на задание 31 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Запишите

сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответ записывайте чётко и разборчиво.

31.

о которой идёт речь?

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Часть 1

За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 24 и 26,

выставляется 1 балл. Задания 1–30 считаются выполненными верно, если

верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность

цифр.

За верный ответ на каждое из заданий 24 и 26 выставляется 2 балла, если

верно указаны три элемента ответа; 1 балл, если верно указаны два элемента.

    1423

    314

    234

    ГОЭЛРО

    2413

    Афганистан

Часть 2

Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом

31. В армии наступила полная неразбериха. Не командиры, а солдатские

комитеты становились реальными хозяевами воинских частей. Решение

о наступлении теперь принимается на митинге, а строгого офицера можно

просто отстранить. Требование дисциплины «лишь только в строю»

вызывало недоумение у командного состава. «Ваше превосходительство»

и «ваше благородие» теперь в армии не услышишь, только: «господин

генерал» и «господин полковник».

1) Укажите год, когда происходили эти события.

2) Как назывался орган власти, издавший документ, приведший к ситуации,

о которой идёт речь?

3) Что стало следствием описанной ситуации?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год – 1917;

2) орган власти – Петроградский совет рабочих и солдатских

депутатов;

3) следствие, например: произошло резкое падение дисциплины

и боеспособности российской армии.

(Может быть названо другое верное следствие.)

Правильно названы три элемента ответа 3

Правильно названы два любые элемента ответа 2

Правильно назван один любой элемент ответа 1

Ответ неверный 0

Максимальный балл 3