О родине и родной природе. Стихи о россии, родине, природе родного края

Стихи о Родине, родной природе в иллюстрацияхПрезентацию подготовила ученица 5
класса МОУ Артемовской ООШ
Смирнова Елена
Руководитель проекта Исакова Н. М

БЕРЁЗА
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(Сергей Есенин)

***
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли
Стройных зданий.
Вокруг белеющих прудов –
Кусты в пушистых
полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных
трубках.
(Самуил Маршак)

***
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
(Александр Пушкин)

***
В лощинах снег, слоистый, как слюда,
От падающих капель конопатый.
Смотри! - ручей надбил скорлупку льда
И снова спрятался, как виноватый.
Я прутиком разбила лёд ручья:
Бери весну, ручей, - она твоя!
(Новелла Матвеева)

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы;
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
(Фёдор Тютчев)

***
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
(Иван Бунин)

***

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдём и сядем под корнями
Дерев, поимых родником,Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
(Фёдор Тютчев)

ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шёлк… Прильну к сосне
корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжёлый, величавый!
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся
прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
(Иван Бунин)

***
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла…
(Фёдор Тютчев)
В небе радуга сияет,
Розы дождиком омыты,
Солнце в зелени играет,
Тёмный сад благоухает,
Кудри золотом покрыты.
(И. С. Никитин)

***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы
хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Фёдор Тютчев)

***
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой
осталось.
(Сергей Есенин)

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Борис Пастернак)

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето
означают нечто большее, чем обычные времена
года. Они обрели устойчивые образы, связаны с
пробуждением жизненных сил, настроениями
радости и веселья, грусти и печали.
Чувство родимой земли неотделимо от восприятия
природы, от бережливого и рачительного
пользования её дарами.

Стихи о России и родном крае учат детей видеть красоту вокруг себя, воспитывают в любви к Родине, природе, неравнодушию к людям и животным, заставляют задуматься о жизни. В целом, поэзия оказывает положительное влияние на каждого ребенка, развивая его речь и расширяя кругозор. Недаром ее называют мелодией души. Благодаря стихотворениям ребенок становится духовно богаче, развивается как личность.

Нина Павловна Сидоренкова

Русь

Снега России белые,
О, как я вас люблю!
И что я здесь ни делаю,
Судьбу благодарю.

За то, что родилась я здесь.
За то, что здесь живу.
И красоту, какая есть,
Я вижу наяву.

За то, что жил здесь Пушкин наш,
Некрасов и Толстой,
Циркач по кличке Карандаш,
Но вовсе не простой.

Имен прославленных таких
Здесь всех и не назвать.
Так струны их души тонки -
Умели прославлять.

Россию Родиной своей
Они считали все.
И каждый был, как чародей
Во всей своей красе.

Красива Русь, ее народ
Талантлив и могуч.
И слава по земле идет
От рек до горных круч.

Россия есть на свете,
Русь, то Родина моя.
Где б ни была, домой вернусь.
Я без тебя - не я.

Любовь Акимовна Чернова

Что такое Родина

Что такое Родина? – Это отчий дом,
Дом, где мать качала в колыбели,
Яркий палисадник за окном,
Песни, что когда-то в детстве пели.

Что такое Родина? – Это отчий край,
Узкая тропинка от порога.
Никогда его не забывай,
Как бы ни длинна была дорога.

Что такое Родина? – Это ширь полей,
Светлые берёзовые рощи,
В синем небе стаи журавлей.
Вспоминай в пути об этом чаще.

Что такое Родина? – Храмы в куполах
И кресты на дедовских погостах.
Их в своих молитвах поминай,
И вернись домой хотя бы в гости!

Нет тебя милей

Тополя да клёны, ивы над рекой:
Край ты мой любимый!
Край ты мой родной!

Белые берёзки выстроились в ряд,
Будто бы надели свадебный наряд.

На калине грозди ягод средь листвы,
Зажелтели копны скошенной травы.

Узкая тропинка, старый добрый дом,
Пёстрый палисадник под родным окном.

Скрипнуло крылечко, распахнулась дверь –
Нет тебя милее, Родина, поверь!

Земля моя

Земля моя, милей тебя не знаю,
Твоих берёз дороже в мире нет!
Когда надолго я куда-то уезжаю,
Они мне на прощанье машут вслед.

И долго по ночам потом мне снится
Твоих ночей невиданная ширь,
За лесом, в речке синяя водица,
И на холме старинный монастырь.

Чудесные цветочные поляны,
Черёмухи пахучие кусты.
В пути мелькают города и страны,
Но по ночам, родная, снишься ты!

Мне чудится: невестятся рябинки,
Склонили ивы кудри до земли,
И мамочкины милые морщинки,
Что от забот до времени легли.

Звучат в душе знакомые куплеты,
И песня русская так за сердце возьмёт!
И чудится мне голос: «Где ты? Где ты?
— Земля моя меня к себе зовёт.

Я Россию люблю до боли

Край рябиновый, край березовый
Церкви белые, синь озер,
На закате малиново-розовом
Выйду с ветром гулять на простор.

Обниму я березку белую,
Свежий воздух жадно вдохну,
И к рябине тонкой, несмелой,
Прижимаясь, слезу смахну.

Я в ромашковом белом поле
Поклонюсь до самой земли.
Я Россию люблю до боли,
Жаль, на юг летят журавли…

Птицы улетают

В синем небе птицы пролетают —
Улетают в дальние края,
Дом родимый птицы покидают
И кричат, печали не тая.

В небе треугольник журавлиный
Потянулся, не спеша, на юг,
И кричит вожак шеренгам длинным,
Созывая братьев и подруг.

Нехотя взлетают в небо птицы,
Нехотя встают в печальный строй:
На чужбине долго будут сниться
Ивы и березки над рекой.

Только журавленку-непоседе
Поскорее хочется взлететь,
В край чужой, далекий, незнакомый
Поскорее хочет улететь.

В той земле тепло, светло и сытно,
Там не будет никаких забот.
Глупому не слышно и не видно,
Как земля родимая зовет.

Отшумят холодные метели,
Просветлеет синий небосвод.
Глупых птиц, за счастьем улетевших,
Родина бесценная вернет!

Дорогая моя Россия

Синеокая, в платье зеленом,
С золотыми главами храмы,
Колокольный звон раздается
Под святыми их куполами.

В белоствольной березовой роще
Ветерок с листвою играет,
Зорька нежно коснулась сосен,
А вокруг ширь полей без края.

Отразилось в воде озерной
В облаках бирюзовое небо.
Навсегда я душою с тобою —
Мне не надо чужого хлеба.

Удивляюсь иным безумцам,
Что забыли они на чужбине?
Может, просто ослепли, оглохли,
Что России стали чужими?

Я любуюсь твоею красою
И тобою горжусь, родная!
Дорогая моя Россия,
Терпеливая и святая!

Плач Богородицы


А из них катилась жемчугом слеза.
Это Богородица плакала о нас

Плачет Богородица, катится слеза,
Видно, собирается над страной гроза.
Плачет Богородица, да кладёт поклон,
Просит Богородица от беды заслон.

Смотрит Божья матерь с высоты небес,
А за синей речкой серебрится лес,
Опустила с облака свой Святой Покров:
Заслонила поле, лес и отчий кров.

Над святою Русью
Звон колоколов.
Распластался Алый
Над страной Покров.

Видела чудесные я во сне глаза,
А из них катилась жемчугом слеза:
Это Богородица плакала о нас
И молилась Господу в этот поздний час.

Здравствуй, сторонка родная

Здравствуй, сторонка родная!
Здравствуй, родная земля!
Сердцу дороже нет края,
Где рожь колосится в полях.

Где милые сердцу берёзы
Шумят в белоствольной красе,
Где травы купаются в росах
В тенистой лесной полосе.

Мчится дорога лентой
Среди лесов и полей.
Громко курлычет в небе
Клин плачущих журавлей.

Любовь Степановна Кызыма

Если был бы я художник

Если был бы я художник,
Я бы день и ночь не спал:
Горы, луг, и лес, и дождик —
Край уральский рисовал!
Если был бы я художник,
Я бы небо рисовал.
Взял холсты, бумагу, ткани,
Даже взял бы я металл.
Рисовал бы речку, ниткой
Протекающей вдали,
И туман, что над Магниткой,
Тропки, что нас вдаль вели.
Синегорье — это чудо!
Нет нигде таких красот,
И озёр глаза, как блюда,
Кажутся с крутых высот!
Рисовал бы птиц летящих,
Разнотравье и цветы,
И соловушек свистящих,
С белой дымкою кусты.
Рисовал бы запах даже,
Каплю свежую росы…
Где еще мне кто подскажет
Лучше Родины — красы?!

Родина

Где бы я не ездила,
Куда бы ни ходила,
Но лучше дома — родины
Нигде не находила.
Лучше нет ракиты,
Что растет над речкой,
Лучше нет березки,
Что склонила плечи.
Лучше нет, чем степи,
Где ковыль колышется,
Лучше нет простора,
Где легко так дышится.
В голубых озерах
Лучше нет воды,
Не окинешь взором
Всей этой красоты!
Где бы я не ездила,
Где бы ни была —
Дороже милой родины
Нигде я не нашла.

Вы найдете ещё больше новых и красивых стихотворных произведений уральских поэтесс на странице .

На этом видео маленький мальчик-калмык изумительно читает стих о России




Биография Никитина Ивана Саввича. Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. К 1857 г. Никитин вполне определился как поэт. В его поэзии занимали место: общественные мотивы, личные переживания, природа, народный быт. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу и дал ряд прекрасных ее картин, ("Вечер после дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", и др.). Умер Иван Саввич в 1861 году.


Родная природа и Родина в стихотворении И. С. Никитина «Утро». Под умелым пером поэта в стихотворении «Утро» природа постепенно оживает: звезды меркнут и гаснут; вокруг еще тишь безлюдье; дремлет чуткий камыш,замерли,покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Воздух наполняется звуками и запахами. Начинается новый трудовой день, проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, птички песни поют; улыбается пробуждению лес. Вышел в поле пахарь с сохой. В стихотворении плавно нарастает сила утра. С первыми лучами солнца начинается движение в окружающей природе. Человек подвластен природе. Стихотворение пронизано одновременно тоской и радостью. Тоска слышна в строчках: «Не боли ты душа! Отдохни от забот». Но не смотря на это, он заканчивает стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» В последних строчках вся энергия, вся удаль русского человека, который радуется красоте утра. Поэту нравится все в России, он любуется ею, ее звуками и красотой, ее людьми.


Биография Федора Ивановича Тютчева. (1803 – 1873) Федор Иванович родился в селе Овстуг Орловской губернии. Происходил из старинного, но небогатого рода. И как было принято в дворянских семьях, Тютчев получил блестящее домашнее образование. Его жизнь была необычной, и увлечение поэзией он сочетал с внешнеполитической службой. Долгие годы он жил за границей. Поэтическое творчество Тютчева весьма многогранно. Поэт в своих стихах соединил и политику и любовь. Ф. И. Тютчев – поэт мысли, он не только, например, изображает нам пейзаж в стихотворениях, но показывает свое отношение к миру, родине.


Родная природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою». Название этого стихотворения довольно необычное. Сначала можно подумать, что на первый план выходит слово зима, но это не так. Зиму автор назвал чародейкою, а чародейство – это волшебство. А так как это слово вносит какую – то интригу, то все – таки чародейство стоит на первом плане. Чтобы создать ощущение волшебной сказки и тайны, Тютчев использует различные художественные средства: эпитеты – легкой цепью пуховой, чудной жизнью и т.д.; олицетворения – чародейка, лес спит, очарованный сном волшебным и т.д. В стихотворении воспевается зимнее спокойствие. Тишина заставляет задуматься о человеческой жизни. Ведь именно зима – время года, которое противоположно лету. Если летом люди работают, то зимой отдыхают.


Автор показывает спокойствие с помощью белых тонов, которые он использует в стихотворении. Федор Иванович Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько же все – таки тесно природа связана с жизнью человека.


Биография Ивана Захаровича Сурикова. (1841 – 1880) Это русский поэт – самоучка. Родился в селе Новоселово, и жил в деревне с матерью в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Ивану исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Свой первый сборник стихов выпустил в 16 лет. В стихах показывал трудную деревенскую жизнь. Его стихи отличались певучестью, мелодичностью. И видимо поэтому многие его стихи стали народными песнями.


Родная природа и Родина в стихотворении И.З. Сурикова «Зима». В этом стихотворении поэт изображает красоту зимней природы, передает радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы. В стихотворении «Зима» представлен живой образ зимы. Автор для изображения зимы использует различные художественные средства (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»). Наступления зимы в стихотворении ждала природа и люди. В первой части стихотворения зиму ждет природа (поле, лес), а во второй – зиму также ждут и люди (ребятишки радостно строят снеговые горы).


Вывод. Многие поэты 19 века стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать нам то глубокое чувство, которое они испытывают к Родине. В русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но в то же время она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Если художник передает красоту природы с помощью красок и кисти, то поэт – с помощью слова.

Цели и задачи:

  • пробудить интерес к пейзажной лирике;
  • формировать культуру восприятия лирики;
  • ввести обучающихся в мир родного пейзажа.

Оборудование:

  • Репродукции картин И.И. Шишкина "Зима", "Сосновый лес", "Лесные дали", "Рожь";
  • Репродукции картин В.П. Зинченко, тайгинского художника;
  • Фотографии окрестностей города Тайги;
  • Выставка книг тайгинских поэтов Л.М. Яковлевой, В.И. Дмитриева.

В программу В.Я.Коровиной для V класса под рубрикой "Русские поэты о родине, родной природе и о себе" включено несколько стихотворений о природе русских поэтов. Этот факт можно только приветствовать. Неоднократно отмечалось, что школьники средних классов находятся в весьма скудном поэтическом "пайке", недостаточном для формирования культуры восприятия лирики. У десятилетних школьников при несложившемся художественном вкусе, при преимущественном интересе к сюжетным произведениям не утрачены прекрасные качества, необходимые для постижения поэзии: эмоциональная отзывчивость, тяготение к условности (игре), богатое воображение. И если в этом возрасте не будет пробужден интерес к стихам, впоследствии окажется очень сложным преодолеть поэтическую глухоту.

Работа над пейзажной лирикой имеет и большое воспитательное значение. Так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности, почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, беззащитность перед наступлением техники.

Из огромного богатства русской пейзажной лирики в программу включены стихотворения И.С.Никитина "Утро", А.А.Фета "Весенний дождь", Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной:", А.Н.Плещеева "Весна", А.В.Кольцова "Косарь", А.Н.Майков "Грачи", И.С.Никитин "Зимняя ночь в деревне", "И.З.Суриков "Зима". Все они помещены в особом разделе первой части нового издания учебника-хрестоматии для V класса. Составители современной программы по литературе для средней школы отказались от жесткой регламентации числа часов на изучение литературных произведений: учителю дано право самостоятельно определять их количество, учитывая значимость темы, подготовленность учащихся.

Я предлагаю на первом уроке ввести учеников в мир родного пейзажа Сибири, а затем обратиться к стихотворению И.З.Сурикова "Зима".

Для вступительной части урока выбираю яркую, интересную форму, дающую ощущение праздничности. Это может быть путешествие по календарю, где прозвучат известные из начальной школы стихотворения о природе, могут быть использованы картины русских художников, изображающие различные времена года. (К уроку ученики получают задание вспомнить известные стихи о природе).

Я продолжаю разговор так:

Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки:

Продолжим описание так, чтобы оно соответствовало состоянию сегодняшней природы, тому, что видят ребята за окнами класса. Вот так передали красоту зимней природы художники (показываю репродукции с картин И.И.Шишкина "Зима", И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"). А какие стихотворения о зиме вы знаете? Звучат 2-3 стихотворения кузбасских поэтов Сергея Донбая, Бориса Бурмистрова и Валерия Дмитриева.

Слово учителя:

Валерий Дмитриев наш земляк. Он родился в таежном поселке Кузель, в нескольких километрах от нашего любимого города Тайги. Суров и красив наш край. Красив своими темнохвойными лесами, которые "облапили" непроходимые таежные распадки и болота, а также Кузель и Тайгу. Поэтическое восприятие окружающего мира отразилось в творчестве В.Дмитриева. Его родители были настоящими носителями устного народного творчества.

Мать знала свою родословную и любила рассказывать сюжеты из жизни предков, переплетая их с описаниями природы.

Так родилась у В.Дмитриева первая любовь - любовь к поэзии. Его замечательные стихи и звучат сегодня.

"Красивых слов на свете много:"

Красивых слов на свете много
В чужих мудреных языках.
Но я беру лишь те в дорогу,
Что у народа на устах.
Те, что, напомнив с колыбели,
По жизни с трепетом несу.
Что на родных полях пестрели,
Росинками блестят в лесу.
Слова, понятные любому,
Что слышал на своем веку,
Я терпеливо и с любовью
Вплетаю в каждую строку.

Горит над рекою
Рябиновый сполох,
Вливаясь в багряный закат.
Меня в этот вечер
Твой ласковый голос
Зовет в нашу юность назад.

Под рябиной наша юность расцвела,
Под рябиной ты любовь мне отдала.
Не забыть мне тот рябиновый рассвет,
Снова осень, а тебя со мною нет.
Пройти мне осталось по жизни немного,
Ни встреч, ни разлук впереди.
Хотел бы я снова знакомой дорогой
До нашей рябинки дойти.

УТРО

Прозябшее утро
Пролить не спешит
Червонные блики на лес.
Вцепившись ветками в зарю,
Он тянет сполохи с небес.
И золотистые лучи
Плетут тончайшую миткаль.
Закат таинственно молчит,
Рассветы пробуждают даль.
А все-таки он так хорош -
Пурпур последнего мазка.
Он на большой костер похож,
В котором тают облака.

Показ иллюстраций и фотографий г.Тайги и ее окрестностей, картин тайгинского художника В.К.Зинченко. (Приложение)

Слово учителя:

Л.М. Яковлева родилась в нашем городе. Последние десять лет своей трудовой биографии была корреспондентом газеты "Тайгинский рабочий". Автор многих книг. Лауреат литературной премии им.А.Н.Волошина. Тайга, тайга милы ее сердцу. Она пишет о них стихотворения:

Мой город

Тайга - это запах смолистого ветра,
Упорство и верность людей.
Тайгинцы надежны и стойки, как кедры,
И друга не бросят в беде.
Тайга - это рельсы, звенящие песней,
Кантата летящих колес.
Природы, чем наша, не сыщешь чудесней.
Здесь царство рябин и берез.
Зимою снега глубоки и безбрежны,
Такой неземной чистоты:
А девушки наши красивы и нежны,
Как белых черемух цветы.
Перрон, как причал, -
Радость встреч, грусть разлуки.
Тайга - это город труда.
Недаром парней наших крепкие руки
Ведут по земле поезда.

Предзимнее

У березы под моим окном
Облетели листья, облетели.
И на юг все южные давно
Улетели птицы, улетели.
Только куст калины на ветру
Полыхает ярко, полыхает.
Снег всю землю выбелил к утру,
И не тает, и уже не тает.
Но весна еще придет в мой дом,
Все вернется на круги, вернется.
И проснется речка подо льдом,
И душа моя опять проснется.

Видите, поэты изобразили зиму по-разному, ведь у нее, как и любого другого времени года, каждый месяц и даже каждый день неповторим.

Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Какие стихи о весне вы знаете? Послушаем одно из них А.Н.Плещеев "Весна".

Пройдем по страницам календаря дальше, не увлекаясь количеством стихов. Последние прозвучат о лете, что подведет учеников к восприятию стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Лес: Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, великаны-деревья, никогда не смолкающий лесной шум. В произведениях многих русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса. Предлагаем вспомнить художника И.И.Шишкина, которого называли певцом леса, и обратиться к небольшой выставке репродукций картин, которые помогут создать нужный для восприятия стихотворения настрой и представить некоторые его образы. Особенно уместны для этой цели картины "Сосновый лес", "Лесные дали", "Деревья".

"Лес шумит" - так называется рассказ русского писателя В.Г.Короленко. "Русский лес" - название романа советского писателя Л.М.Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы: Как вы думаете, почему лес так часто становился героем произведений искусства? Конечно, прекрасный русский лес - красота, богатство и гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя и птицу, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны. И это еще далеко не все, что получал и получает человек от леса: чистоту воздуха и рек, защиту полей от ветра, от разрушения почвы и, конечно, радость, отдых, красоту.

Стихотворение Ф.И.Тютчева содержит много сложных для десятилетних учеников метафор, но общего восприятия произведения, понимания его поэтического настроя они не затруднят, поэтому лучше пояснить смысл некоторых выражений не до начала, а в процессе анализа. До чтения стихотворения можно попросить учеников описать лес в ясный солнечный летний день, во время грозы, на закате солнца. Такая работа, попытка найти слово для описания своих впечатлений заставляет учеников быть более внимательными к художественному слову.

На уроках по изучению по изучению русской пейзажной лирики использую элементы творческой работы, обостряющей внимание школьников к слову, попросит их найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня, дерева за окном, кленового листочка и т.д.

Такая работа будет и подготовкой к творческому сочинению о природе. На уроке обращаюсь к прекрасным стихотворениям А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.

"Зреет рожь над жаркой нивой:" А.А.Фета - здесь и музыкальность стиха, и красота, и изощренность поэтических образов. Но как открыть их десятилетним ученикам? В нашей работе были случаи, когда ребята, еще находясь под впечатлением сказок, после чтения финала стихотворения, наполненного шипящими и свистящими звуками и не вполне понятными в первом восприятии образами, представляли себе какого-то страшного огнедышащего дракона, что, конечно, далеко уводило от настроения, выраженного в стихотворении. Поэтому перед чтением необходимо настроить ребят на его восприятие. Этому могут помочь картины с названием "Рожь" русских художников И.И.Шишкина и А.К.Саврасова.

В какое время поспевает рожь? Представьте день в конце июля, когда ярко светит солнце, на небе ни облачка. Продолжите ряд определений и глаголов, которые помогут описать: июльский день - жаркий (ученики находят эпитеты: знойный, долгий, длинный, бесконечный:); солнце - яркое:, печет:; ночь - короткая:

Такая работа помогает представить жаркий летний день, а значит настроиться на восприятие стихотворения. Теперь послушаем его. Учащимся нелегко определить поэтическое настроение, выраженное в стихотворении. Поэтому поможем им, попросив выбрать из предложенных слов и выражений (их, как первое задание, лучше заранее написать на доске) те, которые, с их точки зрения, лучше всего передают чувства поэта: восхищение, торжество, восторг, преклонение перед величием и красотой природы. Приходим к выводу, что все эти слова помогают понять чувства поэта, выраженные в стихотворении.

Вслушаемся в удивительную музыку фетовского стиха. В этом помогут следующие вопросы и задания: перечитайте первую строфу. Какие строки кончаются созвучными (похожими по звучанию) окончаниями? Найдите строчку, внутри которой есть созвучия. Как благодаря этому звучит строфа? Какие звуки повторяются в первой строчке? Что напоминает вам их звучание? Прочитаем так, чтобы школьники "услышали", представили шелест поспевающих ржаных колосьев. Какие звуки особенно часто звучат в следующих строчках строфы? Инструментовка фетовского стихотворения изощренная, не все ее особенности могут заметить школьники. Но стоит обратить их внимание на то, что "жесткие" шипящие и свистящие в начале строфы сменяются "плавными" звуками "в" и "л". После того как мы все это заметили, прочитаем строфу вслух. Может быть, теперь станет понятно, почему великий русский композитор П.И.Чайковский называл А.А.Фета не просто поэтом, но поэтом-музыкантом, хотя Фет никогда не писал музыки.

В этом стихотворении есть выражения необычные, не употребляющиеся в обычной речи. Попросим учеников их найти, а затем пояснить, как они их понимают, какие картины представляют, читая эти строки.

Не до конца понятными оказываются строки:

Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Прежде всего задумаемся над их общим смыслом. Какая картина представляется при чтении? Воссоздать образ может помочь картина А.К.Саврасова "Рожь": желтые волны ржаных колосьев, проходящие по всему полю от дуновения ветра. Ветер назван в стихотворении прихотливым. Это слово здесь многозначно. Вспомним, как обращался королевич Елисей к ветру в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях". Такой же ветер - свободный, своевольный - в стихотворении А.А.Фета. Но в классе, где дети хорошо подготовлены, можно показать и более тонкое значение образа. Ребята слышали слово "неприхотливый" - простой, безыскусственный. А ветер в стихотворении А.А.Фета - настоящий художник: он плавными волнами проходит по полю, склоняя и распрямляя колосья, создавая картину золотого моря ржи.

Поясним другие сложные образы стихотворения. Чтобы дети лучше поняли смысл строк:

Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око. -

напомним какие короткие ночи в июле. День кажется бесконечным, а солнце скрывается, уступая место ночи, лишь на несколько коротких часов. "Да, но не на миг, как в стихотворении", - иногда возражают ученики. Однако мы не удивляемся, читая в народных сказках, былинах такие, например, выражения: "Он направо махнет - будет улица, налево махнет - переулочек". Чтобы передать восхищение искусным трудом, силой, могуществом, безымянные авторы народного творчества часто использовали преувеличения. А в стихотворении А.А.Фета мы чувствуем изумление, восхищение перед величием природы. Природа в стихотворении живет и действует. И "огнедышащее око" - солнце отдыхает совсем немного, чтобы снова приняться за свою такую необходимую для природы, урожая, человека работу.

Завершая анализ, стихотворение читаю сама, чтобы ребята смогли еще раз представить себе нарисованные в нем картины.

Чтобы переключить школьников на стихотворение Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело:", описывающее состояние природы во время грозы, можно использовать репродукцию картины К.Е.Марковского "Дети, бегущие от грозы". Опишем картину. Как изменилась природа в ожидании грозы? Что чувствуют дети? Вспомните, что вы испытывали перед грозой. Прочитаем стихотворение. С каким настроением пишет поэт о грозе? Совпадает ли оно с тем, которое испытывали мы с вами? Внимательно прочитайте стихотворение. Описывается ли в нем какой-то один момент грозы?

Перечитайте строфы, в которых говорится о приближении грозы. Как нарастает напряжение в природе? С помощью каких слов автор показывает, что природа испытывает те же чувства, что и человек?

Перечитайте, как описано начало грозы. Как передать в чтении ее нарастание? (Небольшое убыстрение темпа чтения, отчетливость, "упругость" произнесения коротких слов четвертой строфы, чтобы передать убыстряющийся ритм дождя.) Попутно обратим внимание на аллитерацию. (Проходящий через третью и четвертую строки звук "р"позволяет "услышать" грозовые раскаты).

Перечитаем последнюю строфу. Какую картину вы представляете? На воображаемых рисунках ребят предстает небо, затянутое темными, низкими грозовыми тучами. Последний косой луч солнца на мгновенье показался в разрыве туч, и тут же яркий разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре. Попросим учеников прочитать все стихотворение, добиваясь выразительности чтения.

Для подготовки к уроку можно дать коллективное задание, разделив класс на четыре группы (по временам года). В группу могут входить ученики, родившиеся в это время года. Групповая работа приучает к коллективной ответственности, поддержке, взаимопомощи, учит разделению функций, общению, поэтому желательно ее использование не только в старших, но и в средних классах. И урок с ее применением эффективен, так как у ребят возникает ощущение общей заинтересованности в результате, особенно если устроить конкурс-соревнование, какая группа лучше всего "представит" свое время года.

Каждой группе дается задание:

Выбрать еще одно стихотворение о "своем" времени года, которое особенно понравилось. Выучить его наизусть или подготовить выразительное чтение;

Найти и принести репродукцию картины одного из русских или советских художников, которая соответствовала бы по теме и настроению избранному стихотворению;

Написать небольшое домашнее сочинение о "своем" времени года. Темы сочинения (обязательно творческого характера) можно дать на выбор.

О чем могла бы рассказать весенняя сосулька?

Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?

Разговор березки с ландышем.

Разговор поспевающих колосьев.

Галчата учатся летать.

Приключения солнечного луча.

Осинкам холодно.

Краски художника-осени.

Разговор падающих листьев.

В зимний лес (парк) - за сказкой.

Мелодии зимнего дня.

О чем чирикает воробей в солнечный морозный день?

Нужно проверить написанные сочинения заранее, чтобы на уроке прозвучали лучшие работы о каждом из времен года.

Характер домашнего задания определит структуру урока внеклассного чтения. После небольшого вступительного слова учителя или музыкальной "заставки" (например, пьеса "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского) каждая группа учеников "представляет" свое время года.

Можно предложить ребятам оформить выставку картин, украсить класс и одежду цветами или "символами", например, сделанной из бумаги аппликацией снежинки, молодого листочка или цветка, только ни в коем случае не допускать коварства в виде ободранных веток и деревьев или разоренных газонов. Фантазия ребят, если они увлечены работой, бывает безграничной: кокошники, элементы костюмов, собственные рисунки, панно: Один ученик по выбору группы или учителя читает стихотворение, другой рассказывает о своих впечатлениях от него, понимание стихотворения углубляется высказываниями других учеников, вопросами учителя. Например, в стихотворении А.В.Кольцова "Косарь" ребята обычно чувствуют воспетую поэтом красоту труда, но не понимают, какими поэтическими средствами это достигается. Поэтому напомним, как работает косарь, как движется рука с косой, а потом перечитаем последнюю часть стихотворения. Как звучат стихотворные строки, что они напоминают? Обратим внимание, что каждая строчка дает ощущение ритмичного взмаха косы. Какие звуки в этих строчках повторяются и на что похоже такое звучание? И ребята отмечают шипящие и свистящие, которые передают звук косы, шум падающей скошенной травы. Затем два-три ученика (возможно, также по выбору группы) читают избранные ими стихи о данном времени года и обращаются к картинам, соответствующим стихотворению по настроению и деталям. Звучит одно-два лучших сочинения. Затем вступает вторая группа. В финале урока учитель оценивает результаты коллективной работы.

Заканчивая изучение пейзажной лирики, напомним, со стихами каких русских и советских поэтов мы встретились. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И еще одним удивительным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром "рисовать словами", так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому внимательному.

Именно этому и должны учить наши уроки литературы.