Сергей работает врачом он честный. Сергей работает врачом

Пояснение.

Природные условия определяют сельскохозяйственную специализацию отдельных регионов. например занятие оленеводством в районах Крайнего Севера.

Правильный ответ: 1.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1305.

15. В стра­не Z пра­ви­тель­ство проводит ре­фор­му здравоохранения. Вза­и­мо­дей­ствие каких сфер об­ще­ствен­ной жизни в первую очередь ил­лю­стри­ру­ет этот пример?

1) экономической и политической

2) политической и социальной

3) духовной и экономической

4) экономической и социальной

Задание 3 № 220

Пояснение.

Традиционно вы­де­ля­ют четыре ос­нов­ные сферы об­ще­ствен­ной жизни:

1) со­ци­аль­ную (народы, нации, классы, по­ло­воз­раст­ные группы, со­ци­аль­ное обеспечение граж­дан и т. д.);

2) эко­но­ми­че­скую (производительные силы, про­из­вод­ствен­ные отношения);

3) по­ли­ти­че­скую (государство, партии, общественно-политические движения);

4) ду­хов­ную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Правильный ответ: 2.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.

1) причина и следствие

2) истина и познание

3) чувства и разум

4) честь и достоинство

Задание 3 № 313

Пояснение.

Нравственность является внутренней установкой человека - в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.

В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Правильный ответ: 4.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 1.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 3.

7. Каков отличительный признак глобальных проблем?

1) затрагивают все человечество

2) не имеют путей решения

3) приводят к отрицательным последствиям

4) относятся к сфере экономики

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 2.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 4.

18. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

1) традиционному

2) индустриальному

3) аграрному

4) информационному

Задание 3 № 468

Пояснение.

Основные типы обществ (цивилизаций): традиционный или аграрно-ремесленный, индустриальный и постиндустриальный или информационный.

В обществе традиционного или аграрно-ремесленного типа земля является ос­новой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных со­словий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне. Для него характерна жестко авторитарная система власти.

Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделе­ния труда при его сильной специализации, массовым производст­вом товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого явля­ются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, вы­сокая степень мобильности населения и его урбанизации. Массовое производст­во, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), кинотеатры, пор но индустрия и т. п.

На смену такому обществу приходит общество постиндуст­риального типа или информационного. символом становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и по­требности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводни­ки, биотехнология, космические станции; . Резко возрастает роль знания, вследст­вие чего на смену пролетариату индустриального общества прихо­дит «когнитариат», т. е. работники, способные качественно тру­диться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой.

Правильный ответ: 4.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 6.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 12.

19. В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?

1) технический прогресс

2) культурный прогресс

3) революция

4) реформа

Задание 3 № 685

Пояснение.

Реформа (франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Правильный ответ: 4.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 13.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 18.

20. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

Задание 3 № 945

Пояснение.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений.

Правильный ответ: 3.

21. На уроке учи­тель рас­ска­зы­вал о том, что в мире су­ще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­ных ре­ли­ги­оз­ных верований. Срав­ни­те ми­ро­вые и на­ци­о­наль­ные (национально-государственные) религии.

Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку - по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт отличия:

1) неотъемлемая часть куль­ту­ры од­но­го народа;

2) наличие культа, обрядов, ре­ли­ги­оз­ных традиций;

3) распространение на всех континентах, в боль­шин­стве стран мира;

4) вера в сверхъ­есте­ствен­ные силы.

Задание 21 № 176

Пояснение.

Мировая ре­ли­гия - религия, рас­про­стра­нив­ша­я­ся среди на­ро­дов раз­лич­ных стран и континентов. В от­ли­чие от на­ци­о­наль­ных и национально-государственных религий, в ко­то­рых ве­ро­ис­по­вед­ная связь между лю­дь­ми сов­па­да­ет с эт­ни­че­ски­ми и по­ли­ти­че­ски­ми свя­зя­ми (например индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или над­на­ци­о­наль­ные ре­ли­гии объ­еди­ня­ют людей общей веры не­за­ви­си­мо от их этнических, язы­ко­вых или по­ли­ти­че­ских связей. Кроме того, при рас­смот­ре­нии ре­ли­гии в ка­че­стве ми­ро­вой учи­ты­ва­ет­ся её вли­я­ние на ход ис­то­рии и мас­шта­бы распространения.

Сходства: 2); 4).

Отличия: 1) не­отъ­ем­ле­мая часть куль­ту­ры од­но­го на­ро­да (только для национальных); 3) рас­про­стра­не­ние на всех континентах, в боль­шин­стве стран мира (только для мировых).

Правильный ответ: 2413.

22. Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми де­мо­кра­тии и примерами: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столбца.

Запишите в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

A Б В

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания

В 2000, 2005 и 2009 годах в стране Z. проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «От чего в большей степени зависит благополучие человека?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.

Итоговая контрольная работа по обществознанию, в 8 классе.


«1. Вариант»

1. Вариант

1. Учёные определяют общество как

1. весь материальный мир в многообразии его форм

2. совокупность природных и социальных сил

3. естественные условия существования человека

4. обособившуюся от природы часть материального мира, включающую в себя способы взаимодействия людей

2. Что относится к экономической сфере общества

1. организация политической власти 2. производство материальных благ

3. разработка и принятие законов 4. проведение фестиваля

3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он занимается спортом и читает книги. Всё это характеризует Сергея как

3. работника 4. товарища

4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества.

А. Глобальные проблемы – это условия грозящие уничтожением всему человечеству.

Б. Глобальные проблемы можно решить усилиями, нескольких самых богатых и развитых стран

1. верно А 2. верно Б

3. верны оба сужения 4. оба суждения не верны

5. Анна студентка, она хорошо учится, занимается общественной деятельностью и интересуется политикой. Они хочет стать политиком, добиться признания и уважения со стороны сверстников. В её деятельности прослеживается потребность

1. духовная 2. социальная

3. престижная 4. экзистенциальная

6. Какую социальную роль исполняют подростки, и взрослые люди?

1. водитель 2. пациент 3. опекун 4. работник

7. Страна М. специализируется на сельскохозяйственном производстве, земля принадлежит сельским общинам, преобладает натуральное хозяйство. К какому типу относится данное общество?

1. традиционному 2. индустриальному

3. постиндустриальному 4. первобытному

8. Страна Я. Является производителем информационной продукции и высоких технологий, её культура является часть мирового культурного пространства. К какому типу относится данное общество?

1. капиталистическое 2. индустриальное

3. постиндустриальное 4. традиционное

9. Назовите признак традиционного общества.

1. преобладание науки над религией 2. общество делится на сословия

3. классовое деление общества 4. преобладает массовая культура

А. Американский социолог А. Тоффлер разработал учение о последовательном развитии общества, через смену пяти общественно-экономических формаций

Б. Немецкий экономист К. Маркс разработал идею постиндустриального общества, он выделял три стадии общественного развития (традиционную, индустриальную, постиндустриальную)

1. верно А. 2. верно Б

3. верны оба суждения. 4. оба суждения не верны

А. В традиционном обществе церковь, влияет на образование и воспитание

Б. В индустриальном обществе, преобладает сфера услуг

1. верно А 2. верно Б

12. Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1. прогнозирование спроса на товары 2. изучение реального ВВП

3. выпуск новой модели автомобиля 4. объяснение причин инфляции

13. Отличительным признаком рыночной экономики является

1. решение основных вопросов экономики

2. государственная собственность на средства производства

3. конкуренция производителей

4. натуральный характер хозяйства

14. К прямым налогам относится

1. акциз 2. налог на землю

3. таможенная пошлина 4. налог с продаж

15. Состояние рынка, когда на нём действуют 3-4 крупные компании, называется

16. Безработица, которая возникает в период экономического спада, называется

1. фрикционная 2. циклическая 3. сезонная 4. структурная

17. К социальным группам, выделяемым по этническим признакам, относятся

1. европейцы 2. венгры 3. рабочие 4. молодёжь

18. Большая социальная группа, отличающаяся от других уровнем дохода и отношением к средствам производства, называется

1. класс 2. каста 3. сословие 4. страта

19. Верны ли следующее суждения о социальной мобильности

А. Горизонтальная социальная мобильность, способствует карьерному росту

Б. Вертикальная социальная мобильность может быть только восходящей

1. верно А 2. верно Б

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

20. Этническая общность, возникающая с появлением государства, предшествующая нации, называется

1. класс 2. страта

3. народность 4. нация

Признаки: Типы общества:

А. преобладание натурального хозяйства 1. Индустриальное

Б. возникновение массовой культуры 2. Постиндустриальное

В. большая роль науки в производстве 3. Традиционное

Г. преобладание сельского населения

Д. ведущая роль информации

А. централизованное планирование 1. Командная

Б. натуральное хозяйство 2. Рыночная

В. конкуренция производителей 3. Традиционная

Г. государственная собственность

Д. родовая собственность

А. прибыль 1. Земля

Б. рента 2. Труд

В. процент 3. Капитал

Г. интенсивность 4. Предпринимательство

Д. основной и оборотный

А. негры, мужчины, старики 1. Политические

Б. учителя, врачи, водители 2. Демографические

В. либералы, коммунисты, демократы 3. Профессиональные

Г. русские, белорусы, украинцы 4. Этнические

Просмотр содержимого документа
«2. Вариант»

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс

2. Вариант

1. Учёные используют термин «общество» для характеристики

1. результатов деятельности людей 2. природной среды обитания

3. всего человечества 4. всего материального мира

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1. художественный образ, творчество, искусство

2. государство, партии, выборы

3. производство, потребление, обмен

4. сословия, классы, страты

3. Василий сильный и ловкий мужчина, он вынослив, обладает острым зрением и быстрой реакцией. Эти качества характеризуют его (как)

1. индивидуальность 2. личность

3. индивида 4. человека

4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. На становление личности может оказать влияние его ближайшее окружение.

Б. Основные качества личности биологически наследуются от родителей

1. верно А 2. верно Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

5. Максим творческий человек, он увлекается философией и интересуется религиозными вопросами. В его деятельности прослеживается потребность

1. социальная 2. экзистенциальная

3. духовная 4. физиологическая

6. Какой социальный статус является предписанным?

1. студент 2. русский

3. инженер 4. водитель

7. В стране М, идёт урбанизация, растут города, основной доход приносит фабрично-заводское производство, сословия вытеснены классами (пролетариатом и буржуазией). О каком типе общества идёт речь?

1. постиндустриальном 2. феодальном

3. коммунистическом 4. индустриальном

8. В стране А. главную роль играет церковь, общество делится на сословия, большинство населения занимается сельским хозяйством. О каком типе общества идёт речь?

1. традиционном 2. индустриальном

3. коммунистическом 4. первобытном

9. Назовите признак индустриального общества

1. ведущая роль сельского хозяйства 2. появление массовой культуры

3. автоматизация производства 4. ведущая роль информации

10. Верны ли следующие суждения о типологии общества?

А. Карл Маркс, считал самой высшей стадией развития человеческого общества коммунизм

Б. Тоффлер и Белл, первыми стали использовать термин постиндустриальное общество

1. верно А. 2. верно Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

11. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Для традиционного общества характерно классовое деление и преобладание сферы услуг

Б. В индустриальном обществе, городское население больше сельского

1. верно А 2. верно Б

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

12. Что иллюстрирует экономику как науку?

1. прогнозирование спроса на труд 2. открытие сети магазинов

3. биржевая торговля акциями 4. уплата процентов по кредиту

13. Отличительным признаком командной экономики является

1. многообразие форм собственности

2. государственное ценообразование

3. частная собственность

4. невмешательство государства в экономику

14. К косвенным налогам относится

1. подоходный налог 2. поземельный налог

3. таможенная пошлина 4. транспортный налог

15. Состояние рынка, когда на нём действует только один производитель товаров и услуг, называется

1. монополия 2. монопсония 3. олигополия 4. конкуренция

16. Безработица, которая в результате прогресса в отдельных отраслях, называется

1. циклическая 2.фрикционная 3. структурная 4. сезонная

17. К социальным группам, выделяемым по демографическим признакам, относятся

1. учёные 2. альпинисты 3. горожане 4. дети

18. Социальная группа, имеющая закреплённые законом или обычаем права и обязанности, передаваемые по наследству, называется

1. класс 2. сословие 3. каста 4. страта

19. Верны ли следующее суждения о социальном статусе

А. Социальный статус – это образец поведения, предписанный человеку, занимающему определённое положение в обществе

Б. Предписанный статус зависит от усилий человека

1. верно А 2. верно Б

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

20. Высшая этническая общность, которая возникает при образовании единого экономического и культурного пространства, называется

1. страта 2. нация

3. народность 4. класс

21. Установите соответствие между признаками и типами общества.

Признаки: Типы общества:

А. преобладание наукоёмких технологий 1. Индустриальное

Б. сословное деление общества 2. Постиндустриальное

В. рост городского населения 3. Традиционное

Г. ведущая отрасль машиностроение

Д. низкая социальная мобильность

22. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем.

Признаки: Типы экономических систем:

А. рыночный механизм спроса и предложения 1. Командная

Б. общинное землевладение 2. Рыночная

В. государственный монополизм 3. Традиционная

Г. многообразие форм собственности

Д. родовая собственность

23. Установите соответствие между признаками и факторами производства

Признаки: Факторы производства:

А. организаторские способности 1. Земля

Б. производительность 2. Труд

В. финансовые средства 3. Капитал

Г. залежи полезных ископаемых 4. Предпринимательство

Д. заработная плата

24. Установите соответствие между социальными группами и их типами

Социальные группы: Типы социальных групп:

А. подростки, женщины, дети 1. Конфессиональные

Б. юристы, экономисты, пожарные 2. Демографические

В. христиане, буддисты, мусульмане 3. Политические

Г. либералы, консерваторы, социалисты 4. Профессиональные

Просмотр содержимого документа
«Ключи»

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс.

Работа состоит из 24 заданий, взятых из открытого банка заданий ФИПИ, составленных для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задания 1-20 оцениваются в 1 балл, задания 21,22, 23, 24, оцениваются в 2 балла, при одной ошибке даётся 1 балл. Максимальное количество баллов: 28

28-26 баллов – оценка 5 (отлично)

25- 20 баллов – оценка 4 (хорошо)

19- 14 баллов – оценка 3 (удовлетворительно)

Задания №

Вариант 1

Вариант 2

Диагностическая работа №1

Вариант №1

А1 . 1. Какие из перечисленных терминов относятся в первую очередь к описанию политической сферы жизни общества? 1) семья, социальные общности

2) научные исследования, образование

3)издержки, прибыль фирм

4) избирательная система, суверенитет государства

А2 . Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) принятие законодательства об охране природы

2) очистка территории парка от бытового мусора

3) загрязнение почвы отходами производства

4) гибель урожая в период летней засухи

А3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника

А4 . Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми часто выступает отсутствие умения слушать другого человека.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести сотрудничество

4) оба суждения не верны

А5 . 5-летний Максим посещает детский сад. Бабушка водит Максима на занятия в хоровую студию. На какой ступени образования находится Максим?

1) дошкольное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) среднее общее образование

А6 . Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.

Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А7. В магазине существенно расширился ассортимент товаров. Какое экономическое явление отражается в этом факте?

1) предложение 2) спрос 3) дефицит

4) инфляция

А8 . Государство финансирует систему здравоохранения. Какую экономическую функцию при этом выполняет государство?

1) наполнение государственного бюджета

2) правовое регулирование экономики

3) регулирование денежной массы в обращении

4) производство общественных благ

А9. Работники фирмы «Булочка», занимающейся кондитерским производством, являются собственниками. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что это предприятие с акционерной формой собственности?

1) Фирма ежегодно выпускает новую продукцию.

2) Работники получают зарплату

3) Работники бережно относятся к имуществу

4) Работники получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия.

А10. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А11. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

А12. Члены семьи А. каждое воскресенье вместе посещают супермаркет и закупают необходимые продукты на неделю. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

1) воспитательная

2) хозяйственно-бытовая

3) первичного социального контроля

4) социально-статусная

А13 . Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт между родителями и детьми всегда имеет политический характер.

Б. Забастовка работников той или иной отрасли является примером социального конфликта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А14. Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций. Какова форма государственного устройства страны Z?


1) федеративное государство

2) республика

3) монархия

4) унитарное государство

А15. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняло участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы носили демократический характер?


1) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

2) Избиратели должны были узнать мнение властей о каждом из кандидатов.

3) Участвовать в выборах могли только те, кто имел постоянную работу.

4) Члены правящей партии получили дополнительное число голосов на выборах.

А16. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

Часть В

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 - В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.

В.1 Учитель на уроке рассказывал о межличностных конфликтах и способах их конструктивного разрешения. Сравните два способа разрешения конфликта: соперничество и компромисс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия

1) участники частично отказываются от своих интересов

2) одни участники стремятся к доминированию над другими участниками конфликта

3) определённый способ поведения участников межличностного конфликта

4) участники ищут пути решения межличностного конфликта


Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A)Едва ли когда-нибудь общество перестанет нуждаться в развитии законодательства. (Б)В Государственной Думе разрабатываются и рассматриваются одновременно десятки законопроектов. (В)Как показывает анализ, изменения законодательства отражают изменение социально-экономических и политических условий развития общества.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.


А

Б

В

В4. Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

сочетание карьеры с домашними заботами, более популярно среди опрошенных с высшим образованием, чем среди опрошенных со средним образованием.


4) Мнение о том, что после рождения ребёнка женщина должна оставить работу, более популярно среди опрошенных с высшим образованием, чем среди опрошенных со средним образованием.

5) Среди получивших высшее образование мнение о том, что сочетание работы и семейных обязанностей даёт женщине самостоятельность и возможность добиться равных с мужчиной успехов, более популярно, чем мнение о том, что после рождения ребёнка женщина должна оставить работу.


В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z большинство граждан имеют среднее образование.

2) В стране Z у женщин нет возможности постоянно сочетать работу и семейные обязанности.

3) Идеал женщины, посвятившей себя воспитанию ребёнка, ближе людям со средним образованием.

4) Мужчины страны Z стремятся избежать конкуренции с женщинами в профессиональной сфере.

5) Воспитание ребёнка для многих людей гораздо важнее профессиональной реализации.
Часть С

Для ответов на задания с развернутым, ответом (С1 - С6) используйте отдельный лист (бланк). Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем, ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.

Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни, в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.


Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.

Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования.

(Интервью М. Вьеворка, текст адаптирован)

Вариант №1

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С3. Какие причины низкой политической активности граждан в странах
с развитой демократией выделяет автор? (Приведите две такие причины.)

С4. Что позволяет человеку проявлять свою гражданскую позицию и каковы пути формирования такой позиции? Используя содержание текста, знания курса, личный социальный опыт, назовите три возможных проявления гражданской позиции и укажите любые два способа её формирования.

С5. В демократическом государстве Z на выборах в парламент, прошедших
в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. С опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может привести эта ситуация. Приведите фрагмент текста, который указывает причины сложившейся
в стране Z ситуации.

Диагностическая работа №1

Вариант №2

А1 . К какой сфере общественной жизни относится создание материальных благ?

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

А2 . Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы? 1) открытие выставки «Человек и природа»

2) подготовка учителя биологии к уроку

3) принятие экологического законодательства 4) выступление учёного-эколога в популярной телепередаче

А3 . Что характеризует человека как личность?

1) тип темперамента

2) черты внешнего облика

3) принадлежность к определённой расе

4) качества, проявляющиеся в общении

А4 . Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А5. Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна? 1) высшее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) среднее общее образование

А6 . Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А7. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

1) господство государственной собственности на средства производства

2) плановое ведение хозяйства

3) централизованное распределение ресурсов

4) свободное ценообразование

А8. Какой налог является прямым?

1) налог на доходы физических лиц

2) налог на добавленную стоимость

3) акциз на шоколад и какао-бобы

4) таможенная пошлина на импортный автомобиль

А9. Работники фирмы «Ивушка» являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что «Ивушка»

1) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства.

2) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия.

3) Доходы распределяются между работниками.

4) Предприятие вовремя уплачивает налоги.

А10. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. На размер заработной платы влияет квалификация работника.

Б. Заработная плата всегда зависит от продолжительности рабочего дня.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А11. Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется

1) социальным статусом

4) общественным престижем

А12. Пётр живёт с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?

1) общность повседневного быта

2) ведение совместного хозяйства

3) кровнородственная связь

4) прямые личные контакты

А13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят особенности характера человека, его восприятие мира, жизненных целей.

Б. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят влияние ближайшего социального окружения, условия жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А14. Носителем государственной власти является


1) президент финансовой компании

2) председатель общественного фонда

3) лидер оппозиционной партии 4) глава кабинета министров

А15. В государстве Z члены парламента могут пригласить на своё заседание любого министра с отчётом о работе. В свою очередь правительство имеет право обратиться в Конституционный суд для установления соответствия закона, принятого парламентом, конституции страны. Президент может отправить правительство в отставку. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в государстве Z

Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 2-18 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2012 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с Государственная (итоговая) аттестация 2012 года (в новой форме) помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов содержания, по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные которые могут контролироваться на экзамене 2012 г., приведён в общеобразовательные программы кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию, размещённом на сайте: www.fipi.ru. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности Демонстрационный вариант составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии контрольных измерительных материалов для проведения оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в в 2012 году государственной (итоговой) аттестации демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. освоивших основные общеобразовательные программы Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию основного общего образования подготовки к сдаче экзамена по обществознанию. подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 3-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 4-18 Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером Демонстрационный вариант 2012 года выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «Ч» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Инструкция по выполнению работы A1 Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 1) экономическую 31 задание. 2) социальную Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию 3) политическую даётся 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении задания 4) духовную части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение? A2 крестиком и затем обведите номер правильного ответа. Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий 1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ. части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого 2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения. месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом 3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились. новый. 4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга. Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из A3 Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и танцев. Всё это характеризует Сергея как обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на 1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника отдельном листе. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при A4 Верны ли следующие суждения об обществе? оценке работы. А. Общество является частью природы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни. экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, 1) верно только А и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас 2) верно только Б останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. 3) верны оба суждения Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее 4) оба суждения неверны количество баллов. A5 Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском Желаем успеха! конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта? 1) начальное профессиональное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) общее образование 4) среднее профессиональное образование © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 5-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 6-18 A6 Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? A11 Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку? Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов. 1) крестьяне 2) рязанцы 3) русские 4) пассажиры 1) верно только А 2) верно только Б A12 Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые 3) верны оба суждения люди? 4) оба суждения неверны 1) потребитель 2) избиратель A7 Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? 3) ученик средней школы 1) прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата 4) водитель A8 Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, A13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. прибыли, называют Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития. 1) предпринимательством 1) верно только А 2) реформированием 2) верно только Б 3) производством 3) верны оба суждения 4) творчеством 4) оба суждения неверны A9 В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая A14 Государственную власть осуществляет дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика 1) ректор университета страны Z имеет рыночный характер? 2) Председатель Правительства 1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам. 3) лидер оппозиционной партии 2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать 4) Председатель Центробанка полученную прибыль. 3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда. A15 В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. 4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z? A10 Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов? 1) федерация А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена 2) абсолютная монархия современной наукой. 3) унитарное государство Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества. 4) республика 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 7-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 8-18 A16 Верны ли следующие суждения о политических партиях? Часть 2 А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти. Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является слово Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выража- (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы ющих интересы определённых социальных сил. сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 1) верно только А справа от номера соответствующего задания, начиная с первой 2) верно только Б клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую 3) верны оба суждения цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с 4) оба суждения неверны приведёнными в бланке образцами. A17 Правовые нормы, в отличие от других социальных норм, B1 В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. 1) поддерживаются силой государства Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт 2) регулируют поведение людей сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 3) опираются на силу общественного мнения 4) содержат образцы поведения 1) пресечение нарушений общественного порядка 2) наличие органов исполнительной власти 3) свободные выборы на альтернативной основе A18 Президент Российской Федерации 4) вынесение приговоров внесудебными органами 1) решает вопрос о доверии Правительству 2) осуществляет управление федеральной собственностью Черты сходства Черты отличия 3) разрабатывает федеральный бюджет 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики B2 Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному A19 Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) А) право на охрану здоровья и медицинскую 1) гражданские (личные) 1) владеть помощь 2) политические 2) распоряжаться Б) защита от произвольного вмешательства 3) социальные 3) пользоваться в личную жизнь 4) наследовать В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и A20 Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства? ассоциаций А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти Д) право на жизнь осуществляет адвокатура. Запишите в таблицу выбранные цифры. Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности. А Б В Г Д 1) верно только А Ответ: 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 9-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 10-18 B3 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено B4 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе буквой. диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. (А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много 1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых эффективный способ увеличения производительности труда, больше компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. среди работников государственных предприятий, чем среди работников (В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься частных предприятий. самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной 2) Значение модернизации производства как эффективного способа сфере. увеличения производительности труда для работников частных фирм Определите, какие положения текста ниже, чем для работников государственных предприятий. 3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным 1) отражают факты способом увеличения производительности труда, выше среди работников 2) выражают мнения государственных предприятий, чем среди работников частных фирм. Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих 4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение положений. квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда. А Б В Ответ: 5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий. Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания B4, B5. Ответ: _________________________. B5 Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? производительности труда вы считаете наиболее эффективным?» Запишите цифры, под которыми они указаны. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. 1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом. 60% Повышение оплаты труда 2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для 50% работников как частных фирм, так и государственных предприятий. 40% Модернизация 3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату 30% производства работников. 4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли 20% Повышение квалификации опрошенных. 10% кадров 5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащенности. 0% Развитие инициативы Ответ: _________________________. Работники частных Работники работников фирм государственных Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. предприятий Создание комфортных условий труда © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 11-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 12-18 Часть 3 C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк текста и озаглавьте каждый из них. ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от C2 Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы правильный, и частично правильный ответ. человеку. Прочтите текст и выполните задания C1–C6. C3 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные раннего возраста? Используя текст, укажите две причины. навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не C4 Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, форма. нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, C5 Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать знания, дайте два объяснения этой мысли. человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого C6 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что человека. самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 13-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 14-18 Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 3 Часть 1 Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая № задания Ответ № задания Ответ интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, А1 1 А11 2 нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на А2 3 А12 1 человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, А3 3 А13 2 а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что А4 2 А14 2 происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать А5 3 А15 2 человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и А6 3 А16 3 нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. А7 2 А17 1 Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого А8 1 возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и А18 4 учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и А9 4 А19 2 учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что А10 2 А20 2 самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда Часть 2 утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; задания для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости В3–B5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – вы освоите легко и быстро. допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок. жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? № задания Ответ Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение В1 1234 тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и В2 31121 формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то В3 112 научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… В4 145 Учитесь любить учиться! В5 24 (Д.С. Лихачёв) © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 15-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 16-18 C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты C2 Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? текста и озаглавьте каждый из них. Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы В правильном ответе пункты плана должны соответствовать (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) основным смысловым фрагментам текста и отражать основную Правильный ответ должен содержать следующие элементы: идею каждого из них. 1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: чем не сможет думать машина; 1) роль образования в XXI в.; 2) качества: общая интеллигентность человека, его способность 2) нравственная ответственность человека науки; создавать новое, нравственная ответственность, 3) молодые годы – время учёбы; Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу 4) уметь найти радость в учёбе. формулировках. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие Правильно указаны роль и два качества. 2 сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных Правильно указана только роль. смысловых блоков ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество. 1 Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия ИЛИ Правильно указаны только два качества. (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента Правильно указано только одно качество. 2 0 текста. ИЛИ Ответ неправильный. Количество выделенных фрагментов может быть различным Максимальный балл 2 Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствую- C3 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого щих частей текста. 1 раннего возраста? Используя текст, укажите две причины. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Не выделены основные фрагменты текста. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не Могут быть названы следующие причины: соответствуют основной идее соответствующих частей текста, 0 1) знания всё растут и усложняются; являясь цитатами из соответствующего фрагмента. 2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. ИЛИ Ответ неправильный. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу Максимальный балл 2 формулировках. Правильно указаны две причины. 2 Правильно указана одна причина. 1 Ответ неправильный. 0 Максимальный балл 2 © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 17-18 Демонстрационный вариант ГИА 2012 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 18-18 C4 Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера C5 Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие форма. знания, дайте два объяснения этой мысли. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Могут быть даны такие объяснения: (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В правильном ответе должны быть следующие элементы: человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо- 1) ответ на вопрос, например: автор рекомендует «умные» формы дит в век машин и роботов», так как отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то 1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкну- способности, которые понадобятся в жизни; лось человечество во второй половине XX в., во многом 2) два примера с указанием качеств, например: вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью − занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, человека, характер и направленность которой в начале XXI в. волевые качества, умения взаимодействовать с партнерами и не изменились; соперниками; 2) развивающаяся техника и технологии оказывают не только − чтение в свободные часы художественных произведений, позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе развивает силу воображения, чувство сопереживания, потенциальную угрозу существованию человечества. расширяет представления о мире и человеке. Могут быть даны другие объяснения. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу Даны два объяснения. 2 формулировках. Дано одно объяснение. 1 Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие 3 требованию задания. 0 показаны качества. Дан ответ на вопрос, приведены один–два примера, качества ИЛИ Ответ неправильный. показаны только для одной из форм. Максимальный балл 2 ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества 2 C6 Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и показаны для двух форм. обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае показаны качества. необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни Дан ответ на вопрос, приведены два примера. человека. ИЛИ Дан ответ на вопрос, показаны качества для двух форм (формы не названы, но понятны из контекста). Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы ИЛИ Приведены два примера, качества показаны для одной из 1 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) форм. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения): ИЛИ Приведён один пример, качества показаны для одной–двух 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, форм. поэтому приходится их постоянно пополнять, корректиро- Дан ответ и приведён пример. вать; ИЛИ Дан ответ и названо качество. 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится ИЛИ Приведены только два примера. 0 постоянно осваивать новую информацию, виды деятель- ИЛИ Названы только два качества. ности. ИЛИ Дан только ответ. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). Максимальный балл 3 Приведены два аргумента (объяснения). 2 Приведён один аргумент (объяснение). 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. 0 ИЛИ Ответ неправильный. Максимальный балл 2 © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Рабочее место. История возникновения актерской профессии. Профессия актера является одной из самых престижных в современном мире. Актёр. Зарплата киноактера - гонорарная. Вся актерская деятельность связана с эмоциями и переживания. Большой популярностью профессия актёра пользовалась в Древнем Риме и Греции. Плюсы и минусы в работе актёра. Театр воздействует на подсознание, психику и эмоции не только зрителей, но и самих артистов.

«Косметолог» - Медсестра. Медицинское образование. Косметолог. Учебные заведения и вступительные экзамены. Личностные и профессиональные качества медсестры. Личностные и профессиональные качества косметолога. Трудоустройство. Косметология. Чем занимается косметолог. Медицинский колледж. Общеобразовательная подготовка. Пути получения профессии. Медицинские ограничения. Стоимость обучения курсов.

«Тест на выбор профессии» - Возможности социально положительных достижений. Эмотивный тип. Магазин. Профиль характера. Недисциплинированность гипертимных детей. Личностные особенности. Дети тревожного типа. Акцентуация и выбор профессии. Отсутствие конфликтов. Работа. Образец бланка. Историческая справка. Оригинальный тип. Демонстративный тип. Представители тревожного типа. Целеустремленный тип. Сложно принимать жесткие решения.

««ГИА по обществознанию» 9 класс» - Экономические системы и собственность. Задание А5. Традиционная экономика. Рыночная экономика. Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ. Экономика, ее роль в жизни общества. Задание А4. Экономика. Ограниченность ресурсов. Задание А2. Предложение – это желание или намерение продавца. Задание А1. Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций. Задание А6. Вопросы кодификатора.

«Ведение семейного бюджета» - Удовлетворение материальных потребностей. Классификация семейных расходов. Аспект частной жизни. Деловая жилка. Доходы семьи. Расходы. Принцип формирования бюджета. Семейное потребление. Бюджет. Структура доходов семьи. Распределение хозяйственных обязанностей в семье. Семейный бюджет. Домашнее строительство.

«Готическая субкультура» - 6. Черно-белый макияж. Идентификационные внешние признаки "готов", практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах: Могут быть также сымитированы "синяки под глазами". 2. Тотальное использование в одежде черного цвета. Следование искусственно созданной "готической" субкультуре является довольно дорогостоящим в силу специфики атрибутики и одежды. Гoтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности.